Загрузить Adobe Flash Player

Путъ Знаний

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путъ Знаний » Принципы и понятия Аюрведы » Природа гун и их влияние


Природа гун и их влияние

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

«Материальная природа состоит из трёх гун — благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обуславливают его».
Бхагавад-гита как она есть, 14.5
«Ни среди людей и других обитателей Земли, ни даже среди полубогов, обитателей Сварги, — во всём творении нет никого и ничего, что было бы свободно от влияния этих трёх гун, порождённых материальной природой».
Бхагавад-гита как она есть, 18.40

Не секрет, что причиной наших проблем являемся мы сами. Но почему? Может быть потому что, очки, через которые мы смотрим на окружающий нас мир не самые лучшие. А может быть стереотипы, которые так облегчают нашу жизнь, не оправдывают себя. Пожалуй, большинство из нас хотели бы разобраться с этим и сделать свой взгляд и понимание мира более широким и совершенным. Если Вы относитесь к этому большинству, тогда эта статья для Вас. Если же Вы сомневаетесь – тогда тем более.
Слово гуна (санскр. गुण) в переводе с санскрита означает «стихия». Другой, буквальный перевод этого слова — «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (тамо-гуна) — подобно веревке по рукам и ногам связывают обусловленное живое существо, приковывая его к циклу повторяющихся рождений и смертей.
Веревка изготавливается путем переплетения трех пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе. Затем также скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, веревка становится очень прочной. Также, гуны материальной природы — благость, страсть и невежество — смешиваются и производят некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая веревка, состоящая из гун, переплетенных бесчисленное количество раз.
А также подобно тому, как три основных цвета: желтый, синий и красный, смешанные в различных сочетаниях и пропорциях создают бесконечное множество оттенков на палитре художника, так и три гуны материальной природы (саттва, раджас и тамас) под влиянием фактора вечного времени создают разнообразие материальных форм и видов жизни, их различные физические и психические особенности.
Таким образом, материальная энергия связывает нас все сильнее и сильнее. Своими силами мы не можем освободиться от этих пут, которые известны как:
1) Па (паришрама) — Тяжелый труд. Каждое живое существо в этом мире тяжело сражается, чтобы поддерживать свое существование и выживать. Это называется борьбой за существование.
2) Пха (пхена) — Пена. Когда лошадь тяжело трудится, на ее губах выступает пена. Точно так же после тяжелой работы, направленной на чувственное удовлетворение, наш язык пересыхает, и на губах появляется пена.
3) Ба (бандха) — Рабство. Несмотря на все наши усилия, мы остаемся связанными веревками гун материальной природы.
4) Бха (бхайа) — Страх. В материальной жизни человек всегда, словно пламенем, охвачен страхом, потому что не знает, что произойдет в следующий момент.
5) Ма (мритйу) — Смерть. Надежды человека и планы на счастье в этом мире прерываются смертью.
Весь этот мир является порождением трёх гун, которые, смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира. Когда, не имеющий знания, человек сосредотачивает своё внимание на определенном объекте материального мира, пытаясь повелевать им, он привязывается к комбинации гун и попадает под их влияние.
Материальная природа обуславливает живое существо используя два вида энергий:
• пракшепатмика-шакти — стягивающая энергия,она привлекает неудачливые обусловленные живые существа
• аваранатмика-шакти — покрывающая энергия, она их покрывает и сбрасывает в еще более глубокие пучины иллюзии
Стремясь к счастью мы пытаемся наслаждаться различными объектами, сосредоточившись на одном из них, мы видим его внешнюю форму, не замечая трёх гун, из которых объект состоит. И подобно рыбе, которая заглатывает крючок, привлечённая червяком, мы связываемся сочетанием гун, пытаясь наслаждаться объектом. Вначале стягивающая энергия опускает сознание до уровня оценки предмета. Далее три гуны, стоящие за ним, проникают в сознание человека и связывают его.Так он привязывается к объекту. В этот момент покрывающая энергия затуманивает его сознание и заставляет чувствовать себя вполне довольным тем обусловленным положением, в котором он оказался. Хотя на человека влияет комбинация трёх гун, тем не менее, как правило, одна гуна преобладает.

0

2

Понятие трех гун природы
В материальном мире мы можем наблюдать три основные процесса, которые происходят повсюду, начиная с микроскопического уровня, и кончая вселенским. Это:
Ø Сотворение, начало
Ø Поддержание, сохранение, середина
Ø Уничтожение, конец
Веды учат, что за внешними, видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой все в материальном мире. Эти силы называются гунами:
· саттва-гуна (качество благости или добродетели)
· раджо-гуна (качество страсти)
· тамо-гуна (качество невежества).
Для того, чтобы иметь ясное понимание того, что происходит в материальном мире, нужно научиться распознавать влияние этих гун. Материальная природа едина, но она может действовать в трех режимах работы. Когда что-либо появляется на свет, мы говорим, что природа действует в режиме страсти, раждо-гуне. Когда что-либо продолжает существовать, природа действует в режиме добродетели, саттва-гуне. И когда что-либо разрушается, природа действует в режиме невежества, тамо-гуне.
Именно гуны определяют психологический тип личности человека. Сквозь призму трех гун мы можем научиться видеть три режима работы ума и разума человека. Гуна благости проявляется в состоянии, когда человек отрешен, бесстрастен и заинтересован в знании ради него самого. Гуна страсти обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях, которые побуждают человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Гуна невежества проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждения.
Другими словами, когда сознание обусловлено саттва-гуной, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому, или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды. Сознание, обусловленное раджо-гуной возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания. Сознание, обусловленное тамо-гуной легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию.
Исходя из такого описания мира, который предлагают Веды, каждый из нас может распознать эти три психологические состояния, опираясь на свой собственный опыт. Вероятно, в своей жизни мы уже провели какое-то время в каждом из этих трех режимах. Все три гуны присутствуют в каждом человеке, и, как говорится в Бхагавад-гите (14.10) среди этих трех гун всегда происходит «соревнование за первенство». Тем не менее, у каждого человека существует определенная гуна, которая склонна доминировать над ним. Действуя в своем особом стиле, она приводит этого человека к характерному результату. Таким образом, Бхагавад-Гита говорит, что гуна благости приводит человека к счастью или удовлетворению. Результатом этой гуны является знание. Гуна страсти обуславливает человека на деятельность с корыстными мотивами, и приносит страдание (потому что страстным желаниям нет конца; умножаясь и побуждая нас к деятельности, они никогда не приносят удовлетворения). Гуна невежества обрекает человека на глупость; результатом этой гуны является систематическое заблуждение или безумие.
Шрила Прабхупада охарактеризовал три «чистых типа» этих гун следующим образом: «Один – счастлив, другой – очень активен, третий – беспомощен». (Бхагавад-Гита, 14.6, комментарий).
Всё многообразие в материальном мире вызвано влиянием гун.
Знание о трех гунах природы составляет важную часть Ведической парадигмы и является основой для научного понимания материального мира. Мы можем проверить эффективность этого взгляда на мир, так же как мы обычно проверяем любые другие новые парадигмы. Каждый мыслящий человек, изучая мир, встречается с различными организованными структурами мысли, – будь то культурные, философские, религиозные, научные или идеологические. Любая такая структура представляет собой систему абстрактных категорий, с помощью которых мы можем оценивать и понимать мир.
Знакомясь с новой системой взглядов, мы иногда обнаруживаем, что эта система помогает высветить те сферы нашего опыта, которые ранее были для нас непонятными или числились в списке неактуальных. Затем, если, практически применяя эту систему в нашей жизни, мы обнаруживаем, что с ее помощью мы способны по-иному строить свои взаимоотношения с этим миром, и что такой подход, похоже, приносит стабильные результаты, то мы оцениваем эту систему высшим баллом, называя ее истиной.
Взляд на мир сквозь призму гун природы очень поможет тем, кто ставит своей целью достижение освобождения, трансцендентности. И трансцендентность означает совершенно определенную вещь. Это значит стать трансцендентным по отношению к гунам, т.е. возвысить свое сознание над гунами материальной природы. Шрила Прабхупада говорил, что это возможно для каждого:
"Если человек захочет, он может выработать в себе качества, характеризующие гуну благости, и победить страсть и невежество. Несмотря на могущество трех материальных гун, тот, кто исполнен решимости, может подняться на уровень гуны благости, а затем достичь чистой благости, состояние бытия, которое называют Васудева и в котором живое существо становится способным постичь науку о Боге". (Бхагавад-Гита, 14.10, комментарий)
Так, теория о гунах природы, предоставляет духовным путешественникам маршрутную карту этого материального мира, карту, на которой ясно прочерчен путь к высшей цели.
Принципиальное описание
Саттва-гуна – поддержание, стремление к познанию, умиротворению и миру, полезность, эффективность, духовность, просветление, духовный рост.
Раджо-гуна – сотворение, слава, гордость, само-возвеличивание, динамика, любое материальное начинание, сражение и борьба, секс, желание обрести плоды деятельности..
Тамо-гуна – разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, ошибочное восприятие окружающей действительности, неведение, страдание и горе.
Материальный мир начинается и заканчивается на трёх гунах природы. Следовательно, всё, что находится в этом мире, также пронизывается гунами. Жизнь человека, а именно все сферы его жизни определяются разным влиянием гун природы.
В “Шримад-Бхагаватам” (11.25.30-31) приводится описание различных предметов и понятий, находящихся под влиянием разных гун. Господь говорит Уддхаве: “Разные предметы, места проживания, плоды усилий, время, знание, карма, исполнители действий, вера, устремления — всё соткано из трёх гун материальной природы. О лучший из людей, всё, что можно слышать, видеть или постигать умом, находится в пределах пракрити и пуруши и потому состоит из этих трёх гун”.

0

3

Не секрет, что причиной наших проблем являемся мы сами. Но почему? Может быть потому что, очки, через которые мы смотрим на окружающий нас мир не самые лучшие. А может быть стереотипы, которые так облегчают нашу жизнь, не оправдывают себя. Пожалуй, большинство из нас хотели бы разобраться с этим и сделать свой взгляд и понимание мира более широким и совершенным. Если Вы относитесь к этому большинству, тогда эта статья для Вас. Если же Вы сомневаетесь – тогда тем более.
----------------------<cut>----------------------
Слово гуна (санскр. गुण) в переводе с санскрита означает «стихия». Другой, буквальный перевод этого слова — «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (тамо-гуна) — подобно веревке по рукам и ногам связывают обусловленное живое существо, приковывая его к циклу повторяющихся рождений и смертей.

Веревка изготавливается путем переплетения трех пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе. Затем также скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, веревка становится очень прочной. Также, гуны материальной природы — благость, страсть и невежество — смешиваются и производят некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая веревка, состоящая из гун, переплетенных бесчисленное количество раз.
А также подобно тому, как три основных цвета: желтый, синий и красный, смешанные в различных сочетаниях и пропорциях создают бесконечное множество оттенков на палитре художника, так и три гуны материальной природы (саттва, раджас и тамас) под влиянием фактора вечного времени создают разнообразие материальных форм и видов жизни, их различные физические и психические особенности.
Таким образом, материальная энергия связывает нас все сильнее и сильнее. Своими силами мы не можем освободиться от этих пут, которые известны как:
1) Па (паришрама) — Тяжелый труд. Каждое живое существо в этом мире тяжело сражается, чтобы поддерживать свое существование и выживать. Это называется борьбой за существование.
2) Пха (пхена) — Пена. Когда лошадь тяжело трудится, на ее губах выступает пена. Точно так же после тяжелой работы, направленной на чувственное удовлетворение, наш язык пересыхает, и на губах появляется пена.
3) Ба (бандха) — Рабство. Несмотря на все наши усилия, мы остаемся связанными веревками гун материальной природы.
4) Бха (бхайа) — Страх. В материальной жизни человек всегда, словно пламенем, охвачен страхом, потому что не знает, что произойдет в следующий момент.
5) Ма (мритйу) — Смерть. Надежды человека и планы на счастье в этом мире прерываются смертью.
Весь этот мир является порождением трёх гун, которые, смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира. Когда, не имеющий знания, человек сосредотачивает своё внимание на определенном объекте материального мира, пытаясь повелевать им, он привязывается к комбинации гун и попадает под их влияние.
Материальная природа обуславливает живое существо используя два вида энергий:
• пракшепатмика-шакти — стягивающая энергия,она привлекает неудачливые обусловленные живые существа
• аваранатмика-шакти — покрывающая энергия, она их покрывает и сбрасывает в еще более глубокие пучины иллюзии
Стремясь к счастью мы пытаемся наслаждаться различными объектами, сосредоточившись на одном из них, мы видим его внешнюю форму, не замечая трёх гун, из которых объект состоит. И подобно рыбе, которая заглатывает крючок, привлечённая червяком, мы связываемся сочетанием гун, пытаясь наслаждаться объектом. Вначале стягивающая энергия опускает сознание до уровня оценки предмета. Далее три гуны, стоящие за ним, проникают в сознание человека и связывают его.Так он привязывается к объекту. В этот момент покрывающая энергия затуманивает его сознание и заставляет чувствовать себя вполне довольным тем обусловленным положением, в котором он оказался. Хотя на человека влияет комбинация трёх гун, тем не менее, как правило, одна гуна преобладает.

Понятие трех гун природы
В материальном мире мы можем наблюдать три основные процесса, которые происходят повсюду, начиная с микроскопического уровня, и кончая вселенским. Это:
Ø Сотворение, начало
Ø Поддержание, сохранение, середина
Ø Уничтожение, конец
Веды учат, что за внешними, видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой все в материальном мире. Эти силы называются гунами:
· саттва-гуна (качество благости или добродетели)
· раджо-гуна (качество страсти)
· тамо-гуна (качество невежества).
Для того, чтобы иметь ясное понимание того, что происходит в материальном мире, нужно научиться распознавать влияние этих гун. Материальная природа едина, но она может действовать в трех режимах работы. Когда что-либо появляется на свет, мы говорим, что природа действует в режиме страсти, раждо-гуне. Когда что-либо продолжает существовать, природа действует в режиме добродетели, саттва-гуне. И когда что-либо разрушается, природа действует в режиме невежества, тамо-гуне.
Именно гуны определяют психологический тип личности человека. Сквозь призму трех гун мы можем научиться видеть три режима работы ума и разума человека. Гуна благости проявляется в состоянии, когда человек отрешен, бесстрастен и заинтересован в знании ради него самого. Гуна страсти обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях, которые побуждают человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Гуна невежества проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждения.
Другими словами, когда сознание обусловлено саттва-гуной, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому, или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды. Сознание, обусловленное раджо-гуной возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания. Сознание, обусловленное тамо-гуной легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию.
Исходя из такого описания мира, который предлагают Веды, каждый из нас может распознать эти три психологические состояния, опираясь на свой собственный опыт. Вероятно, в своей жизни мы уже провели какое-то время в каждом из этих трех режимах. Все три гуны присутствуют в каждом человеке, и, как говорится в Бхагавад-гите (14.10) среди этих трех гун всегда происходит «соревнование за первенство». Тем не менее, у каждого человека существует определенная гуна, которая склонна доминировать над ним. Действуя в своем особом стиле, она приводит этого человека к характерному результату. Таким образом, Бхагавад-Гита говорит, что гуна благости приводит человека к счастью или удовлетворению. Результатом этой гуны является знание. Гуна страсти обуславливает человека на деятельность с корыстными мотивами, и приносит страдание (потому что страстным желаниям нет конца; умножаясь и побуждая нас к деятельности, они никогда не приносят удовлетворения). Гуна невежества обрекает человека на глупость; результатом этой гуны является систематическое заблуждение или безумие.
Шрила Прабхупада охарактеризовал три «чистых типа» этих гун следующим образом: «Один – счастлив, другой – очень активен, третий – беспомощен». (Бхагавад-Гита, 14.6, комментарий).
Всё многообразие в материальном мире вызвано влиянием гун.
Знание о трех гунах природы составляет важную часть Ведической парадигмы и является основой для научного понимания материального мира. Мы можем проверить эффективность этого взгляда на мир, так же как мы обычно проверяем любые другие новые парадигмы. Каждый мыслящий человек, изучая мир, встречается с различными организованными структурами мысли, – будь то культурные, философские, религиозные, научные или идеологические. Любая такая структура представляет собой систему абстрактных категорий, с помощью которых мы можем оценивать и понимать мир.
Знакомясь с новой системой взглядов, мы иногда обнаруживаем, что эта система помогает высветить те сферы нашего опыта, которые ранее были для нас непонятными или числились в списке неактуальных. Затем, если, практически применяя эту систему в нашей жизни, мы обнаруживаем, что с ее помощью мы способны по-иному строить свои взаимоотношения с этим миром, и что такой подход, похоже, приносит стабильные результаты, то мы оцениваем эту систему высшим баллом, называя ее истиной.
Взляд на мир сквозь призму гун природы очень поможет тем, кто ставит своей целью достижение освобождения, трансцендентности. И трансцендентность означает совершенно определенную вещь. Это значит стать трансцендентным по отношению к гунам, т.е. возвысить свое сознание над гунами материальной природы. Шрила Прабхупада говорил, что это возможно для каждого:
"Если человек захочет, он может выработать в себе качества, характеризующие гуну благости, и победить страсть и невежество. Несмотря на могущество трех материальных гун, тот, кто исполнен решимости, может подняться на уровень гуны благости, а затем достичь чистой благости, состояние бытия, которое называют Васудева и в котором живое существо становится способным постичь науку о Боге". (Бхагавад-Гита, 14.10, комментарий)
Так, теория о гунах природы, предоставляет духовным путешественникам маршрутную карту этого материального мира, карту, на которой ясно прочерчен путь к высшей цели.
Принципиальное описание
Саттва-гуна – поддержание, стремление к познанию, умиротворению и миру, полезность, эффективность, духовность, просветление, духовный рост.
Раджо-гуна – сотворение, слава, гордость, само-возвеличивание, динамика, любое материальное начинание, сражение и борьба, секс, желание обрести плоды деятельности..
Тамо-гуна – разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, ошибочное восприятие окружающей действительности, неведение, страдание и горе.
Материальный мир начинается и заканчивается на трёх гунах природы. Следовательно, всё, что находится в этом мире, также пронизывается гунами. Жизнь человека, а именно все сферы его жизни определяются разным влиянием гун природы.
В “Шримад-Бхагаватам” (11.25.30-31) приводится описание различных предметов и понятий, находящихся под влиянием разных гун. Господь говорит Уддхаве: “Разные предметы, места проживания, плоды усилий, время, знание, карма, исполнители действий, вера, устремления — всё соткано из трёх гун материальной природы. О лучший из людей, всё, что можно слышать, видеть или постигать умом, находится в пределах пракрити и пуруши и потому состоит из этих трёх гун”.
Таблица гун

Качества людей, находящихся в гунах благости, страсти и невежества
Под влиянием гуны благости человек становится мудрее других. Поскольку он ведет жизнь согласно предписаниям ведической литературы, несчастья не преследуют его так, как всех остальных. Он чувствует, что продвигается в материальном знании. Такой человек ощущает себя счастливым, потому что в большей или меньшей степени избавлен от греховных реакций. Когда человек утверждается в благости, ему начинает казаться, что он во многом превосходит других. Лучшие тому примеры — поэты, философы и ученые. Каждый из них очень гордится своими познаниями и, поскольку такие люди достигают относительного благополучия, им кажется, что они счастливы. Это ощущение счастья связывает их гуной благости.
Человек в гуне страсти развивает в себе жажду материальных удовольствий. Он жаждет наслаждаться и видит в этом смысл жизни. Для удовлетворения чувств человек должен иметь некоторый почет в обществе, счастливую семью, материальный достаток. Таковы продукты гуны страсти. До тех пор, пока человек желает этого, он вынужден тяжело трудиться, поскольку дом, семья, престиж нуждаются в постоянном поддержании. Деятельность человека в гуне страсти направлена на достижение результатов. Человек зарабатывает столько, сколько может, и тратит это на благие цели. Иногда он тратит деньги на строительство лечебных учреждений, занимается благотворительностью и т.д., чтобы поднять свой престиж и статус в обществе. Таким образом, современный материальный мир в большей или меньшей степени находится под влиянием именно этой гуны, но прежде в ведическом обществе преобладала гуна благости.
Гуна невежества — полная противоположность гуны благости. В гуне невежества люди не понимают сути вещей. Человек в гуне невежества очень ленив и совсем не интересуется духовной жизнью. Он лишен активности, присущей гуне страсти. Такой человек спит больше, чем необходимо. Для функционирования здорового организма достаточно шести часов сна, но люди в гуне невежества спят по десять-двенадцать часов в сутки. Такие люди постоянно подавлены. Они привязаны к интоксикациям и сну. Любая деятельность, которой они заняты, не приносит блага ни им, ни окружающим.

Что заставляет нас действовать тем или иным образом?
Большинство людей думают, что контролируют все свои действия и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако Господь говорит, что это не так, и мы — лишь марионетки в руках сил природы: «Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение». (Б.Г.3.5)
Хотя жизнь людей, пребывающих в гуне благости, может показаться вполне счастливой, все же они остаются обусловлены телесной концепцией жизни, и поэтому находятся в иллюзии. Кто-то может думать, что он — Доктор Брайт, американец, мужчина средних лет, верный муж, заботливый отец, разумный, образованный джентльмен и т.д. Но все эти критерии материальны, поскольку касаются только тела и ума. Он еще не осознал, что является душой, вечным слугой Господа, а не телом или умом. До тех пор, пока он будет считать себя телом, он будет попадать под влияние законов природы и испытывать страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью.
Если даже человек, который находится в гуне благости, связан подобным образом, что говорить о тех, на кого влияет страсть и невежество? Те, кто находится в гуне страсти, связаны попытками удовлетворять свои бесчисленные желания, а пребывающие в гуне невежества, связаны безумием, ленью и сном.
Нашей настоящей жизнью является духовная жизнь, полная вечности, знания и блаженства. Очарованные иллюзией благости, люди считают настоящей целью жизни мирское образование и достижение материального благополучия. Для людей в гуне страсти единственной реальностью является секс и накопление имущества, а в гуне невежества — сон и одурманивающие средства. Таким образом, наша чистая духовная природа оскверняется нечистыми желаниями, порожденными гунами природы.
Господь является «сварат» — совершенно независимым; Он волен делать все, что пожелает. А поскольку мы являемся Его крохотными частичками, мы тоже имеем в себе свойство быть независимыми, но только в меньшей мере. Таким образом, согласно нашим желаниям, наше тело действует либо в гуне благости, страсти или невежестве, либо в сочетании этих гун, поскольку наши желания материальны. Наши желания — результат отождествления себя с материальным телом, и поэтому они являются продуктами гун материальной природы. Пути, которыми мы пытаемся удовлетворить эти желания, также материальны.
Как же преодолеть влияние трёх гун природы?
На этот вопрос в “Шримад-Бхагаватам” (11.25.32) даётся такой ответ: “О любезный, из-за того что джива по ошибке принимает тело за саму себя, она попадает под влияние гун и кармы и странствует по вселенной, рождаясь в самых разных телах. Те же, на кого повлияло общение с бхактами, начинают заниматься бхакти-йогой. Это помогает им одолеть воздействие гун, проявленных в уме как ложное эго (когда тело принимают за своё “я”), и они развивают неуклонную преданность Мне. Так человек обретает возможность служить Мне в Моей обители”.

Наиболее легким и действеным способом прогресса в век Кали является метод бхакти-йоги (преданное служение Господу). Тот, кто практикует этот метод имеет ясные критерии того, правильно он развивается в духовной жизни или нет. Начальным результатом правильного развития культуры бхакти-йоги должно быть исчезновение у практикующего признаков невежества и страсти. Похоть, жадность, гнев и пр. должны уйти из сердца. Таким образом человек утверждается в гуне благости. Поднять сознание в гуну благости совершенно необходимо для того, что начать понимать и ощущать духовную реальность. Таким ообазом, хотя гуна благости и представляет собой материальный уровень, тем не менее она является пусковой установкой, с помощью которой человек может отправиться в последнее путешествие к трансцендентности, где нет ни творения, ни разрушения, но есть лишь вечное существование, или, другими словами, чистая, беспримесная саттва.

Через что действуют на нас гуны материальной природы?
Очень интересный вопрос был задан Бхакти Вигьяна Махараджу о том, каким образом (через что) действуют на человека гуны материальной природы. Зная ответ на этот вопрос можно лучше и правильнее регулировать свою деятельность и окружающую среду, чтобы ограничить в своей жизни низшие гуны материальной природы и развить высшие.
Ответ:
13 глава 11 Песни Шримад-Бхагаватам перечисляет основные проводники влияния гун материальной природы на сознание человека.
1. агамах — священные писания,
2. вода (вкус),
3. праджах — общение с обычными людьми и собственными детьми,
4. место,
5. время,
6. деятельность (карма),
7. джанма — происхождение,
8. медитация (дхйана),
9. мантры,
10. самскары, то есть ритуалы и обряды, которые мы совершаем
Эти объекты являются проводниками влияния гун материальной природы на человека. Поэтому нужно тщательно избегать всего того, что осквернено влиянием низших гун. Усиливая посредством этих проводников влияние на себя гуны благости, человек постепенно обретает способность практиковать религию, осознать ее суть и пробудить в себе духовное знание.
Чтобы развивать гуну благости, нужно читать священные писания, побуждающие к отречению от мира чувственных наслаждений и философских рассуждений и призывающие поклоняться Верховной Личности Бога. Иначе говоря, идеология сильнее всего влияет на человека. Вода должна быть чистой — к нечистой влаге относится одеколон, вино и т.д. Общение с людьми по силе влияния на человека занимает третье место — нужно общаться с людьми, несущими в себе преданность Господу и дух отречения от мира. Место — не шумный город, не бар и не ресторан. Время — Брахма-мухурта. Карма — предписанные обязанности. Рождение — под рождением понимается духовное посвящение — не у мистиков и не в различных странных культах. Медитация — размышления о жизни великих святых и преданных, не о женщинах и сильных мира сего.
***************************************************************************************
Если человек не прилагает усилий чтобы возвышать своё сознание и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.

0


Вы здесь » Путъ Знаний » Принципы и понятия Аюрведы » Природа гун и их влияние



© 2000 Сервис форумов «LiFeForums»
Создать форум бесплатно | Домен за 149 руб
Разместить рекламу * Пожаловаться на форум * Политика конфиденциальности