Цель и путь человека (тезисы)

В этой работе делается первоначальная попытка введения научной структуры в представление Каббалы. Имеется в виду система понятий, их лаконичных определений, а также утверждений, показывающих связи между ними. Материал — общее представление цели и пути человека в Каббале. Форма – комментарий к Краткому содержанию, которым Рав Лайтман предварил свой пересказ Предисловия к Талмуд Эсер аСфирот.

Введение

Каббала — это учение о духовности как всеобщем устройстве мироздания. Она изучает систему желаний и ощущений человека и его реакций на них; только это доступно человеку, и потому подлежит изучению. Все древние мифологии и учения, такие как Дао или учение Аристотеля, стремились к постижению устройства мироздания. Древнее еврейское учение Каббала представляет его во всеобъемлющей общности и глубине.

Мы учим Каббалу по трем источникам. Рабби Шимон бар-Йохай (3-й век н. э.) написал книгу "Зоар", почитаемую повсеместно. Святой АРИ (16-й век) переложил его учение для новых поколений, и известнейшие каббалисты того времени пришли к нему учениками. Рабби Юда Лейб Ашлаг – Бааль аСулам (ум. в 1955 году) прояснил учение АРИ, приспособил его для наших поколений. Другие классические источники являются откровениями и не могут служить для учебных целей, а другие современные сочинения не занимаются сутью Каббалы, если вообще не являются фальсификациями.

Во все времена Каббала была открыта единицам, и передавалась только непосредственно от учителя к ученику. Кстати сказать, ученик не обязан был быть евреем: известны случаи, когда великие каббалисты прошлого обучали неевреев. Бааль Шем Тов (17-й век) создал массовую педагогическую систему – хасидизм, нацеленную на Каббалу. Она показывала азы Каббалы всем и выбирала достойных серьезного обучения. (После смерти Бааль Шем Тов хасидизм постепенно утратил нацеленность на духовное.)

Книги Бааль аСулам впервые открывают Каббалу всем желающим. Написанная им книга Талмуд Эсер аСфирот (ТЭС) является основным учебником Каббалы. Рав Барух Шалом Ашлаг (РАБАШ, ум. в 1991 году), сын и духовный наследник Бааль аСулам, впервые подробно сформулировал методы продвижения человека в Каббале. Таким образом, переданное нам учение Каббалы делится на две части: описание духовных миров, в ТЭС, и описание индивидуальной работы в Каббале, в трудах Бааль аСулам и РАБАШ. Рав Михаэль Лайтман, ближайший ученик РАБАШ, пересказывает и дополняет учение Бааль аСулам и РАБАШ для наших современников. Его учение строится и меняется «на глазах», всегда отвечая требованиям именно сегодняшнего, а не вчерашнего дня.

В объяснениях Рава Лайтмана есть один недостаток: они трудны для восприятия человеком точных наук, привыкшим к системе более или менее четких, лаконичных определений, а также утверждений, показывающих связи между понятиями. Эта работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел, вводя начальную научную структуру в представление Каббалы. Под научным мы подразумеваем здесь изложение, удовлетворяющее следующим основным математическим правилам:

а) каждое новое понятие должно быть определено, и

б) каждое утверждение должно быть обосновано (кроме тех, которые не являются предметом данной работы, и взяты из источников).

Эта статья посвящена цели и пути человека в Каббале. Она построена как комментарий к Краткому содержанию, которым Рав Лайтман предварил пересказ Предисловия к ТЭС, в своей 6-й книге. Каждый абзац с номером — это один пункт из источника, далее идет комментарий к этому пункту. Из источника взята лишь часть пунктов.

Статья адресуется неподготовленному в Каббале читателю научного склада или просто любознательному "почемучке". Она предназначена не для изучения, а для предварительного ознакомления с Каббалой. Изложение – тезисное, концентрированное, поэтому читать рекомендуется внимательно (возможно, неоднократно). Желательный результат: заинтересованность и уважение к ранее незнакомому предмету, и чувство возможности приобщиться к нему. Далее, если читатель заинтересовался, рекомендуется параллельное чтение комментируемого источника и перечитывание этой статьи. Тогда лаконичное научное изложение – «механика» Каббалы – оживет: обогатится примерами и особым духом, присущим текстам настоящих каббалистов. Далее, читатель сможет изучать другие книги наших Учителей, будучи уже вооружен некоторым научным базисом. В частности, этот базис поможет ему преодолевать непоследовательность и даже как бы нелогичность в истинных каббалистических текстах, исполненных глубокого смысла. Замечание: Следует иметь в виду, что духовные понятия глубоко переплетены. Поэтому, когда в Каббале говорятся разные вещи на схожие темы, то имеются в виду взаимосвязанные аспекты Истины; как эти аспекты соединяются, становится видно в дальнейшем.

Нам представляется, что эта статья может быть полезной и некоторым подготовленным в Каббале читателям, которые смогут уточнить свое понимание терминов, понятий и законов Каббалы, с ее помощью.

Все нижесказанное основано на прочитанном в книгах Учителей и услышанном от Рава Лайтмана.