Подборка базовых упражнений из книги А. Сидерского «Третье открытие силы»
«Куда бы йогин ни направлялся и что бы ни делал, он всегда держит язык повернутым кверху и дыхание свое замедляет. Такова набхо-мудра, которая отгоняет от йогина все болезни.» Это — «Гхеранда-Самхита» — один из ключевых трактатов по йогической практике. . Набхо- или набхи-мудра — символ неба. Так называется положение языка, при котором его кончик касается передней части нёба у основания верхних зубов.
Язык замыкает внутренний орбитальный контур тонкого тела — малый небесный круг Силы. Если он просто свободно лежит во рту, не прикасаясь к нёбу, контур малого круга разомкнут, и накопления Силы в системе не происходит. Поступающая при вдохе тонкая энергия рассеивается при выдохе. Это подобно мельничному колесу: пока вода течет на него, оно вращается, однако вода утекает прочь, и стоит ее потоку прекратиться, как колесо остановится, раз-другой провернувшись, возможно, по инерции.
Если язык касается нёба, задняя восходящая ветвь малого небесного круга соединена с передней нисходящей, контур замкнут, и энергия, поступившая в систему со вдохом, включается во внутреннюю циркуляцию, накапливаясь в тонких составляющих энергетической структуры. А растянутое насколько возможно дыхание делает процесс поступления энергии в систему максимально эффективным. Непрерывное чередование очень длинных, медленных и полных вдохов и выдохов является одним из самых действенных способов уплотнения потоков Силы в энергетической структуре.
Дело в том, что нёбо имеет три зоны, каждая из которых по-своему влияет на поток Силы в замкнутом контуре малого небесного круга. В зависимости от того, в какой точке язык замкнут на нёбо, в системе преобладает поток силы той или иной стихии.
Передняя часть нёба — точка ветра или воздуха, середина в области границы твердого и мягкого нёба — точка огня, мягкое нёбо в задней части — точка воды. Обычно язык держат замкнутым на точку ветра, ибо сила ветра универсальна. Такой вариант символа неба называется воздушным символом неба — вайю-набхи-мудрой. Однако иногда случается, что в системе нарушается баланс сил. Для его восстановления бывает необходимо несколько подкорректировать качество основных потоков. В таких случаях прибегают к помощи огненного небесного символа — агни-набхи-мудры или водного небесного символа — джала-набхи-мудры. В зависимости от того, силы какого рода не хватает в системе.
Воздушный небесный символ нейтрален, это — просто способ накопления энергии действия. Огненный небесный символ при злоупотреблении может привести к возникновению в теле излишней сухости и избыточного жара. Если продолжать упорствовать в накоплении огня, возможно даже возникновение воспалительных процессов в тканях органического тела. Первыми обычно не выдерживают суставы — они начинают сохнуть и хрустеть, поскольку нарушается баланс жидких сред, и суставам не хватает смазки.
В таких случаях целесообразно воспользоваться водным символом неба — он компенсирует избыточность силы огня. Однако существенное преобладание силы воды — это тоже не очень хорошо, так как зачастую ведет к возникновению так называемых болезней холода.
В худших случаях это может проявиться как новообразования, в том числе — злокачественные. Такое случается, когда, будучи не в сосостоянии справиться с болезненно избыточным огнем, организм начинает в точке его максимальной концентрации необузданно накапливать силу воды, и из-за недостаточности личной силы процесс выходит из-под контроля. Если ты в какую-либо сторону смещаешь баланс сил стихий, ты должен вполне отдавать себе отчет в том, зачем ты это делаешь, и четко контролировать процесс.
• Всегда можно проверить, какой из вариантов в данный момент наиболее уместен…
• Как?
• Встань прямо, ноги на ширине плеч и чуть согнуты в коленях. Ступни располагаются параллельно друг другу, руки свободно опущены вдоль тела. Хорошо… Теперь проведи языком по нёбу от основания верхних зубов до самой задней точки, куда сможешь дотянуться.
Я сделал то, что он велел. И едва мой язык начал скользить по поверхности нёба, как я тут же ощутил внутри тела нечто — словно из головы вниз обрушился мягкий, но мощный поток чего-то похожего на теплый электрический душ. По поверхности тела побежали мурашки. Взглянув на кожу, я увидел, как волоски на ней встали дыбом, и вся она покрылась пупырышками. Они волной пробежали от головы до пяток. Я довел язык до самой задней части мягкого нёба, но больше ничего не произошло.
• Ух ты! — воскликнул я. — Только начал — сантиметр, максимум два — и сразу это…
• Что означает: в твоем нынешнем состоянии для тебя оптимальна вайю-набхи-мудра — воздушный символ неба. Его можно использовать всегда, в отличие от огненного и водного вариантов воздушный вариант абсолютно безопасен… Если тебе нужна сила огня или сила воды, ощущение потока возникает, когда кончик языка достигает соответствующей точки. Очень просто… Кстати, ты можешь пользоваться набхи-мудрой и для того, чтобы восстановить баланс энергетических птоков в правой и левой половинах тела.
• Каким образом?
• Проведи языком по правой стороне нёба — возле самой десны…
Выполнив это, я ощутил, как уже знакомый мне теплый электрический поток, распространяясь из головы, заливает правую половину тела. Мастер Чу внимательно на меня смотрел.
• Теперь — по левой стороне, — сказал он, когда ощущение потока растворилось за пределами тела, покинув его сквозь кисти рук и ступни.
Я сделал. Поток заполнил левую половину тела.
• А теперь повтори несколько раз — до тех пор, пока ощущение потока не исчезнет вообще.
Я выполнил его указание и с некоторым удивлением обнаружил, что после третьего раза ощущение потока больше не появлялось ни в одной из половин тела. Мурашек на коже тоже не было.
Все, — сказал Мастер Чу. — Больше повторение интенсивной набхи-мудры тебе ничего не даст. Ты достиг исходного уровня энергетической полноты в обеих половинах тела. Для дальнейшего накопления энергии нужно воспользоваться приемами, уплотняющими поток.
Следующим нашим шагом будет изучение связи между ощущением энергетических потоков и движениями глаз.
Основная цель их применения — управление распределением энергии в теле. Давай попробуем. Исходная стойка — та же самая. Впрочем, все это можно делать и сидя. Лишь бы позвоночник был прямым и располагался вертикально. И то, это требование необходимо строго выполнять лишь в самом начале. А в дальнейшем приемы, которые я тебе сейчас показываю, станут «встроенными» элементами самых разнообразных упражнений.
Итак… Запрокинь голову как можно дальше назад и сведи глаза к середине вверх, стараясь как бы заглянуть изнутри в макушку головы… Хорошо, теперь медленно опускай голову в нормальное положение, стараясь «оставить» глаза как можно дальше вверху.
В результате этих действий вся верхняя часть моей головы наполнилась плотным жужжанием теплых высокочастотных вибраций. Я был уверен, что и раньше в какие-то моменты испытывал ощущения подобного рода, однако внимание мое никогда на них не фиксировалось.
Теперь опускай глаза, держа их сведенными к середине. Ниже, в самый низ, так чтобы в конце-концов ты видел только кончик носа… Так… Теперь немного подожди… Чувствуешь?
Я почувствовал, как поток чего-то из головы прокатился по телу сверху вниз и заполнил нижнюю часть туловища и ноги.
• Теперь точно так же, не отводя их от средней линии, подними глаза вверх… — продолжил Мастер Чу.
Я ощутил, как поток из ног и нижней части туловища последовал за движением глаз и снова заполнил голову.
• Теперь опусти глаза до половины и зафиксируй взгляд на переносице.
Поток скатился в шею и грудную клетку и равномерно распределился по голове и туловищу, в них растворившись.
• Теперь расслабь глаза, — велел Мастер Чу. — А потом скоси их как можно дальше вправо.
Едва я выполнил его указание, как поток вновь возник и заполнил правую половину моего тела. И не только тела. Я мог бы поклясться, что ощутил, как нечто, являющееся частью меня, шевелится и уплотняется в пространстве справа от меня — в пределах невидимого, но достаточно плотного шара весьма сложной структуры, который тоже был я.
• Прекрасно! — прокомментировал мои действия, а может быть — мои ощущения, Мастер Чу. — Теперь переведи глаза до предела влево и там зафиксируй.
Мощный поток прокатился по моему телу и окружавшему его шару справа-налево, вызвав волну непроизвольных сокращений мышц, от которой я вздрогнул, как от электрического разряда. То, чем было вызвано это ощущение, плотно сконцентрировалось в левой части тела и в пространстве слева от меня.
• Однако скажи — долго мне еще предстоит пялиться влево? — поинтересовался я, поскольку неподвижное стояние со скошенными влево глазами к этому моменту уже успело изрядно мне надоесть. Кроме того, мне начинало казаться, что из левой части моего тела и пространства слева от меня вот-вот начнут сыпаться искры, а во множестве точек на поверхности кожи ощущался нестерпимый зуд и колющее жжение, словно изнутри тела ее пронзали мириады тоненьких иголок.
Ой, прости, совсем забыл, — спохватился Мастер Чу. — Ты уже совсем в левостороннего ежика превратился. Переведи глаза вправо, затем к середине и расслабься. О’кей, а теперь можешь немного отдохнуть.
Выждав пару минут, он продолжил:
• Опусти глаза вниз и оттуда вращай ими, проводи взгляд по самой периферии поля зрения. По часовой стрелке.
Я начал вращать глазами и почувстввал, как кольцеовй поток вибраций прокатывается внутри головы и вокруг нее.
• Продолжай вращать глазами, — велел Мастер Чу.
Второй круг отозвался кольцевым потоком в голове и туловище, третий — во всем теле и яйцеобразной области пространства вокруг него.
• Стоп! — скомандовал Мастер Чу, когда мои глаза в очередной раз оказались в нижней точке.
Теперь — в другую сторону. Против часовой стрелки…
Вращение глазами против часовой стрелки произвело в моем восприятии те же самые ощущения, но потоки вибраций теперь текли в противоположном направлении, с некоторым отставанием следуя за движением глаз.
• Хорошо, — сказал Мастер Чу. — Теперь — плечи. Чуть-чуть отведи от туловища руки — так, чтобы подмышечные впадины «приоткрылись». Подмышками должно быть свободное пространство, в которое мог бы поместиться шарик для настольного тенниса. Хорошо, а теперь с предельной амплитудой не слишком быстро вращай плечами назад. Язык держи замкнутым на нёбо в точке ветра.
Я начал вращать плечами, и по поверхности тела от макушки головы вдоль позвоночника вниз и дальше — от промежности вверх по передней стороне грудной клетки обратно к макушке заструился поток «мурашек». Внутри тела ему сопутствовал поток теплых электрических вибраций. После нескольких вращений поток распространился в ноги, через промежность перейдя на их передние поверхности. Потом он обогнул ступни и поднявшись по задним сторонам ног через промежность направился к животу.
• Теперь — несколько вращений вперед, — сказал Мастер Чу.
Поток изменил свое направление на противоположное.
• Ты все понял? — спросил Мастер Чу.
• Да, — ответил я.
• Теперь выполни волнообразное движение всем телом от пяток до макушки, особое внимание обращая на непрерывность и плавность работы позвоночника.
Я последовал его указанию. Ощущение было таким, словно этим движением я вытянул откуда-то из глубины земли нечто, пронзившее меня снизу-вверх мощным импульсом, который заставил все тело вздрогнуть, а затем растворился в пространстве где-то над моей головой.
• Теперь — такая же волна, но сверху-вниз.
Импульс явился откуда-то из глубин бесконечности неба и, прокатившись по телу, был поглощен землей.
Волнообразные движения всем телом — способ импульсного ускорения Универсальных Потоков Силы.
• Следующий номер нашей программы — прерывистый вдох. Держа язык замкнутым на нёбо в точке ветра, сведи глаза к межбровью и вдыхай небольшими порциями — по десять-пятнадцать процентов объема легких, делая между ними примерно пятисекундные паузы. В конце каждой порции и в начале паузы выполняй одно-три вращения плечами назад.
Эта манипуляция дала несколько неожиданный для меня эффект. Ощущение походило на то, которое возникало при выполнении нисходящей продольной волны позвончника, но было более полным, а поток не исчезал в земле. Вместо этого он накапливался в середине грудной клетки, с каждой новой порцией воздуха все плотнее ее заполняя, а плечевое вращение равномерно распределяло его по всему телу и окружающему яйцеобразному пространству. Медленный плавный выдох как бы подвел черту, все скруглив и замкнув линии дыхания. Наверное, это звучит довольно странно, однако других слов для того, чтобы описать разлившееся по телу ощущение приятного тепла, я не нахожу.
• Прерывистый вдох, — объяснил Мастер Чу, — весьма эффективное средство повышения плотности суммарного нисходящего потока Силы в энергетической структуре. Правда, тем, у кого имеются проблемы с сердцем и склонность к ГИПЕРТОНИИ, эта техника противопоказана. Ее можно заменить медленным плавным вдохом по типу растворяющегося дыхания. Попробуй… Ты просто вдыхаешь, стараясь делать это как можно медленнее и незаметнее — до тех пор, пока легкие не окажутся заполненными воздухом до предела. И, естественно, ненавязчиво вращаешь при этом плечами. Да, именно так… И еще — практика любой дыхательной техники всегда начинается с выдоха. Без полноценного выдоха не бывает нормального вдоха…
Ощущение, которое я испытал выполнив длинный непрерывный вдох, было таким же, как в предыдущем случае, но струившийся по телу поток казался значительно более мягким.
• Ну, и последний класс базовых манипуляций — техники интенсификации восходящего суммарного потока. К ним относятся изолированное сокращение анального сфинктера, комплексное сокращение мускулатуры нижней части туловища, втягивание живота и изолированное сокращение прямых мыщц брюшной стенки. Существует масса модификаций этих техник, позволяющих выборочно работать с разными составляющими энергетической структуры, но в этом мы будем разбираться потом. А сейчас я покажу тебе только самые простые из основных форм. Первая — так называемая ашвини-мудра — изолированное сокращение анального сфинктера. Ты просто поочередно втягиваешь и расслабляешь анус. Только анус. Раз-два, раз-два, раз-два… Это действие заставляет подниматься вверх ту энергию, которая обычно зафиксирована в центре сексуальной силы. По пути она заполняет все внутренние органы, существенно повышая их энергетический тонус. Лучше всего делать это на задержке после вдоха. Для того, чтобы поднять энергию до самого верха и заполнить ею голову, мужчинам обычно требуется выполнить четыре последовательных толчка, женщинам — пять. Это обусловлено тем, что у женщин очень много энергии остается в молочных железах и в щитовидной железе. Попробуй…
Я выполнил предложенную манипуляцию и ощутил, как мягкая волна теплоты с каждым толчком все выше поднимается внутри тела, постепенно заливая живот и почки, грудную клетку, шею и голову.
• Что дальше? — спросил я, когда в голове зажужжало.
• Выдыхай в живот. Собирай все, что распространилось по телу, и «сворачивай» в область за пупком — там находится поле нижнего света. Вопросы — потом…
• Хорошо, — сказал я и «свернул» поток в живот.
• Молодец! — усмехнулся Мастер Чу. — Видишь, как все просто. Достаточно всего лишь один раз заметить, что в нашем теле, кроме мяса, жира, крови и костей, имеется и кое-что еще, как тут же многое меняется… Обрати внимание: ты «свернул» поток в живот, однако в теле осталось ощущение силы…
• Точно! — воскликнул я. — А я как-то не того этого…
• Внимание, — сказал он, — внимание, внимание и еще раз внимание. Управление вниманием — ключ к контролю восприятия. Ну, а контроль восприятия — главное, ради чего предпринимается тренировка…
• Скажи, — поинтересовался я, — а от того, какая часть ануса сокращается сильнее, что-нибудь зависит?
• Да. Передняя часть управляет потоком в серединной плоскости тела, задняя — в позвоночнике, правая — в правой половине туловища и в левой половине головы, левая — наоборот. Если у человека, например, ослаблена левая почка или селезенка, то, практикуя ашвини-мудру, он должен обращать особое внимание на работу левой части анального сфинктера. Если, скажем, печень или там правое легкое — на работу правой его части, а если страдает сердце — на работу передней части. Ну, и так далее…
• Приемом, который действует аналогично ашвини-мудре, но только гораздо жестче и мощнее, является корневой замок или мула-бандха — комплексное сокращение мышц нижней части туловища, которое выполняется преимущественно во время задержки после вдоха или одновременно с ним. При этом втягивается не только анальный сфинктер, но и сфинктер мочевого пузыря. Кроме того, сокращаются мышцы промежности, тазового дна и самой нижней части передней стенки живота. Все это происходит либо одновременно, либо в такой последовательности: сфинктер мочевого пузыря — внутрь, анальный сфинктер и мышцы тазового дна — внутрь и вверх, мышцы живота — к позвоночнику. Ты словно стараешься выжать вверх из внутренней полости таза то, что там есть. В отличие от ашвини-мудры, которая выдает энергию из сексуального центра по порциям, мула-бандха словно взрывает низ туловища мощным восходящим потоком. Попробуй…
Я попробовал. Это действительно напоминало восходящий внутренний взрыв. Поток был очень плотным и горячим, в голове загудело, все тело конвульсивно передернулось, на какое-то мгновение даже показалось, что в мозге вот-вот что-то лопнет.
• Ой! — непроизвольно вырвалось у меня.
• Ничего страшного. Просто мула-бандху всегда нужно сочетать с джаландхара-бандхой — шейным замком. Шея вытянута вверх, голова устремляется макушкой в небо, а подбородок за счет этого прижимается к подъяремной выемке. Более жесткий вариант — голова опускается немного вперед, еще больше растягивая при этом шею. Шейный замок позволяет контролировать прохождение продольных потоков любого происхождения. Попробуй выполнить корневой замок вместе с шейным… Глаза закрой, чтобы не терять энергию понапрасну.
В таком варианте корневой замок оказался заметно более мягким. Сила внутреннего взрыва рассредоточилась по телу, поднимаясь вверх медленными тягучими струями, часть ее направилась в голову по задней поверхности шеи и позвоночнику, часть сосредоточилась в грудной клетке ниже шейного замка.
• Что дальше? — спросил я, не открывая глаза.
• Отпусти шейный замок, — велел Мастер Чу, — но не выдыхай.
Подняв подбородок, я ощутил, как собравшийся в верхней части туловища поток мягко хлынул в голову, заливая ее подобно воде, на пути которой очень аккуратно открыли шлюз.
Теперь выдыхай из головы в тело, — сказал Мастер Чу. — Ты можешь свернуть всю энергию в живот, как делал, выполняя ашвини-мудру, и тогда она станет активной жизненной силой, в отличие от пассивной или потенциальной жизненной силы, зафиксированной в центре сексуальной энергии. А можешь распределить по телу и использовать для выполнения каких-либо действий, требующих высокого расхода энергии. Все зависит от того, что именно ты собираешься делать. А вообще мула- и джаландхара-бандхи — техники совершенно удивительные… «Йогин, практикующий джаландхара-бандху, наслаждается бессмертием в трех мирах… Овладевший мула-бандхой способен двигаться по воздуху, сидя в позе лотоса…» Как-то так… Это — из «Шива-Самхиты», еще одного старинного манускрипта. А вот — из «Хатха-Йога-Прадипики»: «Корневой замок соединяет восходящий поток с нисходящим, и сексуальную силу направляет в каналы тела. От такого соединения количество кала и мочи уменьшается, а старик снова делается молодым… Сожми горло и плотно прижми подбородок к груди. Это — джаландхара-бандха, разрушитель старости и недугов.»
Мастер Чу замолчал, о чем-то задумавшись. Потом внимательно на меня взглянул и сказал:
• В общем-то, на этом можно было бы и закончить, однако я считаю, что, заговорив о корневом и шейном замках и их воздействии на процессы пластического и энергетического обмена, нельзя умолчать о брюшном замке — уддияна-бандхе. Дело в том, что три замка являют собой три части одной техники. И полноценный эффект от их применения может быть получен только в случае, когда они практикуются вместе. Мало кому удается с первого же раза в полной мере почувствовать, что именно происходит в энергетической структуре при практике собственно уддияна- бандхи. Она обладает исключительно мощным и глубоким действием, подобным действию корневого замка… Но, если корневой замок прорабатывает более плотные слои энергетической структуры, то брюшной действует в основном в несколько более тонких, поэтому его эффект менее ощутим… Когда брюшной и корневой замки выполняются вместе, они обеспечивают интегральную проработку восходящим потоком всей энергетической структуры в целом. Может быть, ты ничего не почувствуешь, а может… В твоем случае все складывается на удивление удачно… Вдруг получится, кто знает?.. Во всяком случае, давай попробуем… Сделай полный выдох и, подняв диафрагму как можно выше, втяни живот. Так, чтобы его передняя стенка прижалась к самому позвоночнику. Отлично… Теперь выполни шейный замок и зафиксируй его. Пощупай середину живота над самым пупком.
Когда я выполнил то, что он велел, мой живот неожиданно куда-то исчез, а на его месте образовалась глубокая впадина с плоским дном, над которой остро нависали торчащие вперед ребра. Нажав на точку над пупком, я с удивлением ощутил там что-то твердое и бугристое.
• Это — твой позвоночник, — объяснил Мастер Чу.
• Ни фига себе!!! — то ли изумился, то ли восхитился я, предварительно резко и шумно вдохнув.
• Никогда так не поступай, — сказал Мастер Чу. — Сначала нужно расслабить диафрагму и отпустить брюшной замок, потом — отпустить шейный замок и снять фиксацию голосовой щели. И только после этого — делать вдох. Тихо, медленно и плавно. Как бы сильно ни хотелось вдохнуть… Попробуй еще раз… Выдохни, втяни живот, прижми подбородок к подъяремной выемке и замри, задержав дыхание, на сколько сможешь. Глаза закрой и сведи к межбровью… Не забудь — вдох очень плавный и лишь после того, как оба замка сняты.
Когда примерно после двадцати секунд задержки я сделал вдох, в теле моем произошло что-то очень странное. Словно этим вдохом откуда-то из глубины нижней части туловища был вызван тугой поток то ли вибраций, то ли чего-то похожего на множество мельчайших крупинок влажного горячего воздуха. Обладавший огромной мощью поток казался очень мягким и объемным. Он поднялся вверх и растекся по задней поверхности тела, приняв форму птицы, хвост которой начинался откуда-то из основания позвоночника, крылья были распластаны по плечам, голова находилась на затылке, а разинутый клюв проникал одним концом в шею до самого кадыка, а вторым — в голову до самой середины лба.
Птица была как бы чем-то отдельным от моего тела. Единственной точкой, в которой ощущалась плотная фиксация птицы и тела друг относительно друга, оказалась середина грудной клетки. Птица словно держала в лапах мое сердце. Но это не было мне неприятно, поскольку, несмотря на могущество потока — его ощущение было мощнее всех тех, которые я перед этим испытал, птица казалась прозрачной, энергия, составлявшая ее поток, была очень тонкой. Вообще, в тот момент я впервые по-настоящему понял, что имеет в виду Мастер Чу, когда говорит о «тонком». В то же время я чувствовал, что птица, живущая на моей спине — очень крепкий орешек, и многое в моей жизни зависит от ее поведения.
• Класс!!! — воскликнул Мастер Чу. — Ну ты даешь! Тебе удалось то, что практически невозможно сделать! Ты с первого раза вычислил сердечного дракона и его восходящий поток! «Уддияна», между прочим, переводится как «восходящий», «взлетающий»…
• Почему дракона? Мне показалось, что это — птица…
• Да, эту штуковину иногда зовут «синей птицей». Мы носим ее за спиной, но никогда не видим и потому, как правило, не знаем, что она — всегда с нами и держит в своих лапах наше сердце… Но мне, честно говоря, больше нравится «дракон с лицом вместо пасти, положивший лапы на плечи и сжимающий сердце в когтях». Если не кормить и не ублажать сердечного дракона, то есть не обеспечивать его влажной энергией восходящего потока, он высыхает и делается нервным, царапает сердце и сдавливает его. А поскольку подавляющее большинство людей ведет себя так, словно им наплевать и на синюю птицу, и на сердечного дракона, то к зрелому возрасту почти у всех сердце начинает заметно шалить… Ну, а само по себе название вряд ли имеет особое значение, так как речь идет всего-то о составляющей энергетической структуры, связывающей друг с другом несколько ее слоев. Эта составляющая локализована в тонком теле на поверхности спины и в пространстве позади нее. Силовой центр «сердечного дракона» совпадает с точкой между лопаток, куда вихреобразно стягивается внешний кокон тонкого тела, принадлежащий очень многомерному пространству и образованный очень тонкой энергией. Спереди поверхность этого кокона находится довольно далеко от тела, а сзади она как бы прижата к спине и собирается в средней точке наподобие водоворота, который образуется над сливным отверсием, когда из ванны выпускают воду…
• Так, мы, кажется, отвлеклись… Давай закончим с брюшным замком. Кроме того, что он кормит и ублажает сердечного дракона, у него имеется еще одно очень интересное действие. Вернее, это — одно из его действий, направленных на ублажение сердечного дракона. Когда ты втягиваешь живот, кровь устремляется прочь из внутренних органов. Когда ты возвращаешь живот в нормальное положение, кровь заполняет их вновь. Тем самым живот как бы превращается во второе сердце и существенно снижает нагрузку, приходящуюся на первое, то есть, собственно на сердце. Чтобы усилить этот эффект, пользуются изолированным сокращением прямых мышц живота — наули. Вообще, наули и уддияна-бандха — две связанные техники, и просто имеет смысл всегда выполнять их последовательно: сначала — брюшной замок, затем — наули. Вот наули — смотри… Ты выдыхаешь и втягиваешь живот, потом упираешься руками в бедра над коленями — для этого нужно немного наклониться вперед — а затем пытаешься как бы сложиться пополам за счет напряжения прямых мышц брюшной стенки. И в то же время руками не позволяешь телу наклониться вперед. В результате прямые мышцы живота выпячиваются из впадины, образованной на месте живота брюшным замком, и превращаются в твердый валик, проходящий вдоль живота сверху вниз по самой его середине.
Мастер Чу быстро наклонился и резко выдохнул со звуком: «Хах!» Затем он втянул живот и поднялся. Немного подождав, он наклонился вновь, но не полностью, а до тех пор, пока не уперся прямыми руками в бедра примерно на длину ладони выше колен. Потом он нажал руками на бедра и посередине его живота возник твердый валик, образованный напряженными прямыми мышцами брюшной стенки. Все выглядело именно так, как он говорил.
• Внутри брюшной полости образуется вакуум, — продолжил он после вдоха, — и оттянутая было уддияна-бандхой кровь вновь устремляется туда. Когда ты расслабляешься и делаешь вдох, прилив еще большего количества крови создает во внутренних органах несколько избыточное давление. Таким образом, если уддияна-бандха сопровождается наули, то живот еще более эффективно выполняет роль второго сердца, а все внутренние органы обильно снабжаются кровью и ею промываются. Сочетание уддияна-бандхи и наули — удивительно эффективный, безопасный и быстродействующий метод очищения внутренних органов и всего организма. Пользуясь им, можно буквально за считанные недели избавиться от любых застойных явлений и справиться со множеством хронических неприятностей. Конечно, если применять эту технику вместе с другими составляющими интегральной тренировки, а не вырывать ее из общей схемы. Существует целый класс тренировочных манипуляций животом, в основе которых лежат брюшной замок и наули. Кстати, все они усиливают стихию огня и смешивают ее силу с силой стихии воды в теле.
Для того, чтобы усилить промывающее действие наули, можно выполнить вакуумный массаж живота. Он называется наули-крийя — динамическая наули. Ты просто выполняешь наули в статическом варианте, немного ждешь, а затем начинаешь смещать усилие с одной руки на другую — вправо-влево, вправо-влево — на сколько хватит задержки дыхания.
Мастер Чу показал, как это делается. Валик наули забегал по его животу из стороны в сторону, словно перемешивая внутренности.
• Правда, в этом деле важно не переусердствовать, — сказал он, вдохнув. — Сердечный дракон должен чувствовать, что находится под контролем твоей воли. Если ублажать его чересчур усердно, он может возомнить себя хозяином тела и начать выкидывать с сердцем довольно неприятные фокусы. Поэтому злоупотреблять уддияна-бандхой и наули не стоит.
• Что значит «злоупотреблять»?
• Ну, скажем, выполнять их по несколько раз каждые пятнадцать минут…
• А каждые полчаса?
• На твое усмотрение. Все это очень индивидуально. В конце концов, я не думаю, что ты не заметишь возникших в сердце болевых ощущений… А заметив, надеюсь, сделаешь соответствующие выводы…
• Ты говорил, что корневой, брюшной и шейный замки — элементы одной комплексной техники…
• Да. Сочетание этх трех замков называется три-бандхой — тройным замком. Иногда пользуются термином «бандха-трайя» — тройственный замок. Есть еще практика, именуемая три-бандха-пранаямой — трехзамковым дыханием Силы.
• Как выполняется тройной замок?
• Есть два способа. Ты делаешь как можно более полный выдох, втягиваешь живот, фиксируешь корневой замок и в последнюю очередь — выполняешь шейный; или начинаешь снизу и последовательно движешься вверх — сначала корневой замок, он соединяется с брюшным, а когда поток поднимается в верхнюю часть туловища, выполняется шейный замок. Во втором варианте координация движений сложнее, чем в первом, но по своему психоэнергетическому действию он является более целостным. Ты выбираешь тот или иной из них в зависимости от того, что и зачем намерен предпринять. Ведь в конце концов, как я уже сказал, все приемы, которые мы с тобой сегодня рассмотрели, включая и трехзамковое дыхание Силы — это встроенные техники.
• Встроенные? Что это значит?
То, что они не столько являются самостоятельными упражнениями, сколько входят в качестве составных элементов в другие, более сложные практики.
Расскажи, что такое трехзамковое дыхание Силы?
• Особая структура дыхательного цикла. Выдох — тройной замок — наули с шейным замком — вдох — корневой замок и шейный замок — несколько толчков ашвини-мудры — выдох того, что поднялось в голову, в тело. И опять — все сначала. С помощью такого дыхания можно наполнить потоком Силы любую форму и любое движение тела. Во время вдоха и выдоха все замки снимаются, воздух и энергия текут свободно.
• А если поза или движение таковы, что выполнить какой-то из замков, или, скажем, наули, невозможно?
• Выполняешь то, что можно. Тогда это будет, например, двухзамковое дыхание Силы… Всегда имеет смысл ориентироваться по обстановке и опираться на собственные ощущения.