Нельзя переоценить значение обоняния в жизни человека (ощущение ароматов). Спектр его возможностей чрезвычайно широк. Он простирается от биологической, защитной функции до разнообразнейших эмоциональных и психологических впечатлений, небезразличных для общего самочувствия людей. Ароматы влияют на настроение и здоровье людей.
Мир ароматов окружает нас всюду и непрерывно. В носовую полость человека каждую минуту проникают десятки раздражителей. Однако только немногие из них мы различаем сознательно. Большинство же реакций на окружающие ароматы носит подсознательный характер.
Сознательные реакции на аромат — это когда мозг, как компьютер, переработав многочисленный поток информационных сигналов, идущих извне, и, выделив из них наиболее жизненно важные для человека, посылает обратный сигнал, на который человек реагирует. Обычно это выражается в реакции на аромат пищи, особенно когда человек голоден или ему нужно определить доброкачественность продукта; в реакции на ситуации, угрожающие жизни, такие как аромат газа, гари от пожара и прочие.
Кроме того, человек, являясь существом духовным, стремящимся к удовольствию и радости, нуждается в приятных ощущениях и эмоциях, а ароматы играют здесь далеко не последнюю роль. Все знают, что обонятельные стимулы могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Поэтому человек сознательно старается окружить себя приятными ароматами и избегает дурных. Из собственного опыта каждый знает, что аромат духов волнует, возбуждает. Цветущий сад, весенний луг создают приподнятое, лиричное настроение. Прогулка по лесу умиротворяет, снимает возбуждение и напряжение. Но кроме приятных ароматов, существуют и прямо противоположные, вызывающие состояние подавленности, депрессии и раздражения, — это аромат нечистот, разложения, гнили, пота, перегара и прочие. Неприятные ароматы не только ухудшают настроение, но и могут вызвать отвращение к пище, изменить температуру тела, вплоть до появления рвоты и тошноты.
Определенные ароматы могут влиять даже на успех торговли. Исследования в этой области показали, что с помощью ароматов можно регулировать покупательский спрос. В частности обнаружено, что если в помещении магазина искусственно синтезировать запах свежеиспеченного хлеба, то покупатели охотнее расстаются со своими деньгами. Интерес! но, что выбор аромата во многом определяется национальными особенностями покупателя. Так, например, японцы предпочитают аромат жасмина , американцы — грейпфрута , а жители «туманного Альбиона» с удовольствием делают покупки, вдыхая аромат, напоминающий запах рожениц.
Умственная активность и работоспособность тоже во многом зависит от окружающих ароматов. Еще в прошлом веке знаменитый английский поэт Дж. Байрон отмечал, что всегда чувствует прилив вдохновения, если окуривает себя ароматом трюфелей. Авиценна писал о розовом масле как о повышающем возможности разума и увеличивающем скорость мышления. Физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 году научно обосновал и доказал в эксперименте, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.
БИЗНЕС тоже интересовался влиянием ароматов, открыв, что у работников на фоне ароматных запахов повышается производительность труда. Есть примеры некоторых компаний в Японии, которые успешно применяют этот метод. Они впускают определенные ароматы в систему кондиционирования в зданиях так, чтобы каждый на своем месте мог почувствовать тот или иной запах. Одна строительная корпорация использует даже компьютерную систему для распределения ароматов по всем своим зданиям. Такое Ароматизирование повышает трудоспособность работающих, занятых обычно рутинной работой.
Японская фирма «Сумицу» с этой целью организовала специальные комнаты отдыха, если люди чувствовали необходимость в энергетической подпитке. Директорам больших предприятий советовали распылять «ароматические активаторы» перед тем, как созывать сотрудников на важные совещания. Фирмой «Сумицу» разработано более 20 вариантов фитокомпозиций — ароматов цветов и растений — для улучшения качества работы программистов и машинисток. Число ошибок у программистов снижалось при вдыхании запаха жасмина — на 3 %, лаванды — на 20 %, лимона — на 54 %.
Экспериментально установлено, что вдыхание аромата лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность. Розмарин способствует процессу познания, стимулирует память. Роза вызывает повышенную способность к сосредоточению и быстрому выполнению заданий.
Клинические и лабораторные исследования показали, что определенные ароматы вызывают расслабление и уменьшают стресс. Около 18 лет проводились изучения пациентов всех возрастов. Им давали нюхать определенный аромат (обычно априкот) в расслабленном состоянии. Метод состоял в том, что пациентам давали этот аромат с одновременным расслаблением регулярно, так что вскоре только лишь при вдыхании знакомого аромата пациент сразу же чувствовал расслабление, даже без предварительного настроя. Экспериментально установлено, что апельсин , лаванда , роза , розмарин , сандал прекрасно снимают стресс.
Это особенно важно для пожилых людей, потому как стресс ощущается всю жизнь, принося проблемы, и особенно он ощутим в старости. Пожилые люди чаще всего склонны к стрессу по причине болезней, потери близких, потери самостоятельности, экономических неурядиц, от одиночества изоляции и скуки. Ароматерапия могла бы помочь избежать последствий стрессовых ситуаций.