Известный вопрос, над которым ломали головы философы древности, но не могли найти ответа, был о том, как Всевышний управляет миром, в частности о Его провидении. «Как может быть, — спрашивали они, — что человек двигает пальцем на земле только после того, как ему поступает команда Свыше?» Трудность для их понимания заключалась в том, что они не могли представить себе, как может Всевышний знать обо всем, что происходит на земле и управлять этим — ведь Он один, а творений великое множество.
Алтер Ребе говорит, что наши мудрецы дали ответ на это одной фразой: «Все раскрыто и известно Ему...». Он объясняет, что знание Всевышнего отличается от человеческого знания. К примеру, когда человек сначала не знает о чем-то, а потом узнает, то при этом его разум облекается в данное знание. Получается, что до этого в его разуме было «свободное» место. Но когда мы говорим о Всевышнем, то Его разум не облекается ни во что, а Ему все известно изначально. Поэтому сказал пророк (Йешаяу 55:8): «Ибо мысли Мои — не ваши мысли».
Можно задать еще один вопрос. Ведь сказано (Захария 4:10): «Эти семь — глаза Г-спода, блуждают они по всей земле» и еще сказано (Диврей а-Ямим II 16:9): «Ибо глаза Г-спода кружат по всей земле». Так как здесь используются слова «блуждают» и «кружат», то можно предположить, что Всевышний спускается на землю, чтобы осмотреть ее. Но ведь это сходно с облечение знания в разум, что противоречит сказанному ранее, что Всевышнему известно все?
Алтер Ребе объясняет это так. Существует десять первичных качеств («сфирот»), с помощью которых Всевышний сотворил мир и управляет им (доброта, строгость, гармония и т.д.). В них есть свет и сосуды. То есть, к примеру, доброта — это сосуд, а светом является Бесконечный Свет Всевышнего. При этом свет облекается в сосуд, который ограничивает этот свет. Без этого ограничения невозможно поступление света в наш мир.
Алтер Ребе приводит такой пример: душа не может сама повлиять на мир с помощью денег, ей нужно облечься в тело, и тогда она сможет дать бедняку монету с помощью руки человека.
На современном языке можно сказать, что для того, чтобы у нас дома в розетке появилось электричество, нужно чтобы на пути от электростанции до нашего дома находилась трансформаторная будка.
С помощью сосудов десяти «сфирот» происходит также поднятие заслуг и проступков каждого из творений. Когда человек грешит, то у него появляется обвинитель и при этом наносится ущерб ответственному за это ангелу, который передает информацию вышестоящему ангелу и так далее до самого верха. Именно об этом сказано, что глаза Всевышнего блуждают и кружат по всей земле, так как речь идет о сосудах десяти «сфирот», так как они действительно облекаются в полученное знание. Также ангелы, которые носят названия «глаза» и «уши», кружат по земле, собирают информацию и передают ее выше, пока она не доходит до Всевышнего. Все это происходит мгновенно, поэтому мы теперь можем понять, как Всевышнему известно все. Об этом сказано: «Знай, что над тобой — око видящее и ухо слышащее...».
После этого Алтер Ребе объясняет, как может быть, что знание Всевышнего о будущем не мешает нашей свободе выбора, и почему Всевышний не наказывает нас сегодня за то, что мы совершим завтра, хотя Он знает об этом.
Дело в том, что знание Всевышнего состоит, если можно так сказать, из двух «частей» — Низшее знание (соответствующее «наполняющему» свету) и Высшее знание (соответствующее «облекающему» свету). Когда мы говорим о наших проступках, то это относится к Низшему знанию и при этом есть наказание. Когда же речь идет о Высшем знании, то там нет никакой разницы между наградой и наказанием, поэтому знание Всевышнего о нашем будущем не противоречит нашей свободе выбора.