"Книга Ханоха" упоминает также и об отделении в аду, где наказывают отпавших от Б-га ангелов (подробнее см. статью АЗАЗЕЛЬ).
АЗАЗЕЛЬ. Строго говоря, этого падшего ангела нельзя причислить к демонам, ибо изначально он был создан для блага людей. Но так уж получилось, что АЗАЗЕЛЬ выполнил демоническую функцию.
Комментарии к Торе говорят, что после сотворения человека ангелы преисполнились ревностью, поскольку вся Б-жественная любовь была направлена на это создание, и всячески старались очернить человечество перед Всевышним. Тогда Господь предложил ангелам облечься плотью (поскольку ангел - это чистый дух, и плоти не имеет), и отправиться на землю. Двести ангелов под предводительством АЗАЗЕЛЯ спустились на гору Хермон (отсюда ее название, происходящее от слова "херем", отделение - так падшие ангелы отделились от Б-га). Но вместе с плотью они получили и то дурное начало, которое есть в человеке. Ангелы стали вступать в браки с земными женщинами, и от этих браков рождались великаны. Кроме того, падшие ангелы научили людей таким искусствам и наукам, которых лучше бы им не знать. АЗАЗЕЛЬ научил людей делать мечи и железные ножи, щиты и доспехи, научил людей прорывать шахты, добывать металлы и драгоценные камни, а также поведал о свойствах драгоценных камней. Так в мире появилась зависть, люди стали убивать друг друга из-за драгоценных металлов и камней. ШАМХАЗАЙ - помощник Азазеля - научил людей колдовству и использованию магических свойств растений. БРАКИЕЛЬ научил людей наблюдать за звездами, то есть привил начатки астрономии, КОХВИЕЛЬ и ТАМИЕЛЬ научили людей астрологии, САХАРИЕЛЬ - дал пониание о периодах (фазах) Луны. Само по себе это было не так уж и плохо, но люди все эти знания стали использовать себе во вред. Железными мечами они убивали друг друга из-за драгоценностей, а там, где не помогало оружие - пользовались колдовством и растительными ядами.
Дети же, рождавшиеся от ангелов и земных женщин, были великанами. Обладая огромной физической силой, они не имели того нравственного начала, которое было у их родителей-ангелов. Они творили на земле беззаконие, пользуясь силой и колдовством. Им требовалось много пищи, чтобы насытиться, и они отбирали ее у людей, а когда им не хватало пищи, даже питались человеческим мясом, отлавливая путников.
Все это привело к тому, что Всевышний послал четырех своих ангелов - Уриеля, Михаеля, Гавриеля и Рафаеля - для изьятия падших ангелов с земли и соответсвующего наказания их. Каждый из ангелов получил соответствующий срок наказания в аду - кроме АЗАЗЕЛЯ, который остался в этом мире, и был заточен в Иудейской пустыне под одной из скал.
К этому известному месту, находящемуся приблизительно в трех километрах от Иерусалима, и отсылали козла во время Йом-Кипура ("сеир ле-азазель" - "козел отпущения"). Только козела не жертвовали Азазелю (таково распространенное ошибочное мнение), а сбрасывали с обрыва в том месте, где был заточен в скалах Азазель.
АЛФОФАНИЭШ. В еврейской традиции царем всех демонов считается АШМОДЕЙ. Как и полагается царю, у него есть царица - ЛИЛИТ (этих демониц существует пара - две сестры, вторая замужем за САМАЕЛЕМ). От этого брака у них есть сын - АЛФОФАНИЭШ, также называемый МЕЧОМ АШМОДЕЯ. Он управляет тысячами демонов, и лицо у него - как огненный факел. Основная задача АЛФОФАНИЭША - быть обвинителем против народа Израильского на Высшем Суде, а также чинить евреям всяческие козни, чтобы было потом, в чем их обвинить.
Кстати, АЛФОФАНИЭШ называется еще ГУР - щенок, однако не только из-за того, что он сын АШМОДЕЯ, но и потому, что он "митгарер" - ссорится с Израилем.
Говорится, что в тот миг, когда родился АЛФОФАНИЭШ, обвинитель Израиля, были соданы три ангела - МАЛХИЕЛЬ, АТУРИЕЛЬ и НЕШРИЕЛЬ - защитники (небесные адвокаты) Израиля. И в миг его рождения на свет появился "князь святости" - ангел, именуемый МЕЧ ЦАРЯ МАШИАХА, и у ангела этого есть два имени - Машхиель и Кохвиель.
АНГРИХОН. Этот демон стоит на третьем входе в ЗАЛ ТЬМЫ, и называется "князем лихорадки". Он управляет всеми болезнями, сжигающими тело, насылает высокую температуру и т.п.
АНТИСФИРОТ. В Каббале известно, что Всевышний управляет миром с помощью десяти каналов-"сфирот", по которым исходит энергия от него в этот мир. Однако для того чтобы мир не вернулся в исходное состояние - к Всевышнему (это подобно тому, как пузырек газа всплывает в воде или пламя стремится оторваться от свечи), требуются оболочки, окружающие и затемняющие Б-жественный свет. Такие оболочки называются "антисфирот", потому что они "оттягивают" свет от настоящих "сфирот". "Антисфирот" существует одиннадцать:
ТЕУМИЭЛЬ
ТОРНИЭЛЬ
КЕНИ
ХАСЕР
РИК
ТАЛЭ
СМОЛ
ТОРИК
ЭРЕВ ВЕ-РИК
ТАНИН
ЛИЛИТ
Вы, конечно, обратили внимание, что если "сфирот" имеют качества Всевышнего (например, Хесед - милость Б-га, Гвура - суровость Б-га), то "антисфирот" носят "личные", независимые имена. Это отражает идею "эстер паним" ("сокрытие лица" Б-га). Каждая "антисфира" как бы независима и имеет самостоятельное существование. Однако это опровергается наличием в названиях многих "антисфирот" производных слов от "рек" - пустой. "Антисфирот" сами по себе пусты, свет по ним не идет, и они могут только вытягивать его из "сфирот".
АРИРА. Нечистый дух, обитающий в четвертом зале ада. У него в подчинении несколько десятков тысяч ангелов-мучителей, называемых "арирей йом" ("проклинающие день"). Они делают так, что люди в гневе проклинают сами себя. "Проклинающие день" берут эти клятвы, представляют их перед высшим судом и пробуждают ПРЕДВЕЧНОГО ЗМЕЯ (ЛЕВИАФАНА - Змея Извивающегося). А тот в свою очередь пробуждает проклятия, написанные в Торе. Так же "арирей йом" в предшествующей приходу Машиаха битве между ЛЕВИАФАНОМ и ДИКИМ БЫКОМ пробудят ЛЕВИАФАНА.
АРИРОН. Один из двенадцати помощников САМАЭЛЯ, полный зла (корень слова "арирон" - метатэза ивритского "ра" - зло.
АСКАРА. Демон, находящийся у четвертого входа в зал Мрака. Управляет убийством и смертью. Это понятие связано с тем, что из 918 видов смерти, известных Каббале, самым тяжелым считается смерть от болезни, именуемой "аскара" - дифтерит. Талмуд говорит, что при дифтерите душа выходит из тела так же тяжело, как застрявший репейник выходит из хлопка. АСКАРА управляет также смертью младенцев. Считается, что он имеет вид женщины-кормилицы, играет с младенцами, дает им молоко и незаметно душит. АСКАРЕ противостоит ангел Азриель, находящийся в третьем зале святости.
АСТИРИЯ. Один из князей уровня ада, называемого БЕЭР ШОХАТ - "Могильная яма". Он управляет людьми, допускающими бесполезное пролитие семени. Посланные им ангелы-мучители появляются в этом мире, захватывают проливаемое напрасно семя, и из него получают питание силы нечистоты.
АФРИРА. Злой дух из зала ЭЙВА - вражда. Он управляет бесплодной землей (отсюда его имя - Эфер - прах земляной. АФРИРА тесно связан со Змеем Извивающимся - ведь именно прах земной, согласно Торе, был положен в пищу змею, соблазнившему Адама и Хаву. АФРИРА делает так, чтобы земля не плодоносила. Однако в еврейской традиции даже самые вредные персонажи могут нести в себе полезные свойства - и АФРИРА связан с той землей с пола Иерусалимского Храма, которую замешивают в воду, даваемую выпить "соте" - женщине, подозреваемой в супружеской неверности.
АФРИРОН. Один из двенадцати помощников САМАЭЛЯ, имеющий цвет пепла ("афар"). С АФРИРОЙ они не родственники и даже не однофамильцы, так как АФРИРА начинается на букву "алеф", а АФРИРОН на букву "айн", и только из-за несоответствия русского и ивритского алфавитов они оказались рядом.
АШМАЙ. Демон, называемый "старым и глупым царем". Имеет зеленый цвет, хотя и называется по-другому "Лаваном-арамейцем". ЛАВАН - тесть праотца Якова, который хотел оставить его навеки в Месопотамии (тогда бы не смог развиться еврейский народ). С тех пор ЛАВАН в иудаизме связывается с силами "клипы" - нечистоты. АШМАЙ заставляет людей делать глупости, за которые они потом жестоко платят. Уже говорилось о том, что силы нечистоты противостоят силам святости. АШМАЙ противостоит "сфире" Хесед, Милость Б-га, которая символизруется Авраамом-авину, "дедушкой" еврейского народа. Противовес ему - старый, но глупый АШМАЙ. "Сфира" Хесед также белого цвета (лаван) - противовес этому АШМАЙ, он же ЛАВАН АРАМЕЕЦ (тут мы сталкиваемся со смысловой игрой слов: цвет "лаван" (белый) - имя Лаван).
АШМОДЕЙ. Один из любимейших персонажей еврейского фольклора. С его именем связано множество легенд, все привести здесь не представляется возможным. Но есть несколько версий происхождения имени АШМОДЕЙ - либо от персидского выражения "аишма дэва", переводимого как "гневливый демон", либо от ивритского слова "шмад" - уничтожение. Возможно, верны оба варианта, так как в иудаизме имена обычно несут большую смысловую нагрузку.
АШМОДЕЙ традиционно считается царем чертей. Он многое знает, многое умеет, и недаром именно его захватил в плен царь Соломон для помощи в постройке Первого Храма. Ашмодей подсказал царю, где достать камень, именуемый "шамир" (железом обрабатывать материал для постройки Храма было запрещено). В сегодняшнем иврите "шамиром" назвыается корунд. По другой версии, шамир - это червь, способный прогрызать камни. АШМОДЕЙ также передал Соломону колдовскую книгу, именуемую "Книгой Ашмодея" (ссылки на нее встречаются в "Зоар"). Оригинал этой книги утерян, но я видел ссылки на нее в современной магической литературе - значит, где-то эта книга еще существует, хотя, возможно, и в не вполне адекватном переводе.
После постройки Храма АШМОДЕЙ хитростью сумел освободиться и забросить царя Соломона на край света, а сам занял его трон. Вернувшись, Соломон смог доказать свои права на престол и отправить АШМОДЕЯ обратно в преисподнюю. Эта легенда в переносном смысле используется еврейской сектой "Нетурей Карта", считающей, что АШМОДЕЙ до сих пор сидит на троне царя Соломона (недвусмысленный намек на нынешних руководителей еврейского государства).
В легендах АШМОДЕЙ вопреки своему страшному имени часто помогает евреям, вольно или невольно выступая на их стороне. Помогает совершенно бескорыстно, так как иудаизм в отличие от христианства не признает вечного пребывания в АДУ (мы уже говорили о максимальном сроке - 12 месяцев), а о "продаже души" АШМОДЕЮ и речи быть не может.
АШМОДЕЙ женат на ЛИЛИТ АЛИМТА, злом духе, имеющем вид красивой женщины. У них есть сын АЛФОФАНИЭШ, о котором мы уже говорили, а также у АШМОДЕЯ есть тесть и теща - родители ЛИЛИТ АЛИМТА, МИТБАЭЛЬ и КАФЦИФОНИ. Легенды говорят, что САМАЭЛЬ заглядывается на красивую жену АШМОДЕЯ, вызывая его ревность. В общем, все как у людей.
БАДАРГУН. В писаниях Аризаля упоминается демон по имени БАДАРГУН. Если человек ударит его один раз, то демон умирает; если два раза, то демон выживет, а умрет ударивший его человек. Этот демон согласно легенде совершенно плоский, он имеет 50 голов и 56 сердец. Он "высасывает" святость из всех букв еврейского алфавита, кроме букв "мем" (открытой и закрытой) и буквы "тав". Обратите внимание: обе эти буквы составляют слово "мет", мертвец. БАДАРГУН может представляться маленькой собачкой или котом, или полевой мышью. Он считается демоном, насылающим различные болезни.
Намеки, заключенные в описании этого демона, настолько сложны и многообразны, что требуют слишком пространного объяснения. Особо интересующихся можем отослать к сборнику "Ликутей Шошаним" великого каббалиста рабби Шимшона из Острополи.
БЕГЕМОТ. Одно из демонических животных, упоминаемых в "Книге Иова". Слово "БЕГЕМОТ" множественного числа (одно животное - "бехема", много - "бехемот"), то есть как бы по размеру один зверь равен многим. Вот как описывает БЕГЕМОТА "Книга Иова":
"Вот бегемот, которого я создал, как и тебя, траву, как вол, ест. Вот сила его в чреслах его, и мощь его в мускулах живота его. Вытягивает хвост свой подобно кедру; жилы бедер его сплелись. Остов его - трубы медные; кости его - как прут железный. Он - начало творений Божьих; только сотворивший его может приблизить к нему меч свой. Ибо горы приносят ему корм, и все звери полевые играют там. Под лотосами он лежит, под тростником и в болоте укрывается. Лотосы покрывают его своею тенью, окружают его ивы ручья. Вздуется ли река - не страшно ему; останется спокоен, хотя бы Иордан устремился в пасть его. Кто ухватит его возле глаз, багром пробьет ему нос?"
В хасидизме считается, что БЕГЕМОТ символизирует животное начало в человеке.
БЕХАМИРОН. Один из двенадцати помощников САМАЭЛЯ. Имеет черно-серый цвет - цвет кожи бегемота. Бегемот как грозное животное упомянут еще в "Книге Иова", однако почему этому болотному толстяку приписывают демонические качества - неизвестно.
ГАМАЛИЭЛЬ. Обитатель девятого зала нечистоты. "Пьет", то есть высасывает энергию из мира "сфирот", как верблюд ("гамаль") пьет воду, за что и получил свое имя. Способен предсказывать будущее. Если получает энергию из мира "клипот", то носит имя НАХШИЭЛЬ и управляет змеями, пугающими людей.
ГЗАР ДИНА. Обитатель зала ВРАЖДЫ. Управляет теми, кто не сделал обрезание без уважительных на то причин, а также теми, кто не позаботился о том, чтобы сделать обрезание своим детям. Попавшие на тот свет души сразу утаскивает в ШЕОЛ - нижний уровень ада - и там уже судит.
ГИМГЕМИЯ. Находится в зале нечистоты, именуемом ПУСТАЯ ЯМА (связано с описанием ямы, куда был брошен Иосиф, - "яма пуста, нет там воды, а есть там змеи и скорпионы"). Демон этот имеет цвет красный, как роза. Он управляет грязными, непристойными словами, ругательствами. Особая его забота - мешать молитве, делать так, чтобы человек во время молитвы заикался ("легамгем" на иврите) - отсюда и его имя.
ДАГДАГИРОН. Один из двенадцати помощников САТАНЫ. Имеет цвет некошерной рыбы - мутно-серебристый, как кожа рыбы, не имеющей чешуи и считающейся некошерной по еврейскому закону. Соблазняет людей на употребление в пищу некошерных морских тварей (не только некошерной рыбы, но также креветок, кальмаров и т.д.)
ДУМА. Правитель всех "клипот" - сил нечистоты, и он же - князь ангелов-мучителей в аду. Имя его происходит от слова "дмама" - молчание, этот демон как бы символизирует молчание могилы. Впервые упоминается он в псламах, где сказано: "Не мертвые восхвалят Господа, и не сошедшие к Думе" (здесь подразумевается "сошедшие в преисподнюю"). Говорится, что когда душа предстает перед Думой в аду, он внимательно изучает все ее грехи, а затем решает, какому наказанию она должна подвергнуться. После чего с сопроводиловкой передает ангелам-мучителям.
ДЕМОНИЦЫ. Женских персонажей в еврейской демонологии имеется всего четверо. Это ЛИЛИТ (о ней мы будем говорить отдельно), НААМА - она же ЛИЛИТ АЛИМТА (предположительный перевод - "жестокая ЛИЛИТ"), считающаяся младшей сестрой ЛИЛИТ, - жена АШМОДЕЯ АГРАТ бат МАХЛАТ - рассылательница болезней, дочь МАХЛАТ, разьезжающая на золотой колеснице и мечущая золотые стрелы (символ лихорадки), и наконец сама МАХЛАТ, образ которой еврейские источники не детализируют.
ЗААФИЕЛЬ. Ангел Б-жьего гнева ("зааф" на иврите "гнев"). Считался покровителем Агага, царя из племени Амалека, взятого в плен, а затем убитого Шаулем. Агаг считался предком Амана, памятного по Пуримским событиям. История с Аманом считается символом предупреждения Б-га о возможном наказании.
Немало демонов в еврейской традиции связаны с понятием гнева. Еврейская религия сурово порицает гневливых людей. Человек, который гневается, напоминает поклоняющегося идолам. Вот почему демоны стараются вызвать в человеке чувство гнева.
КАРТИЕЛЬ. В его власти наказывать тех грешников, на которых наложен "карет" - приговор небесного суда, заключающийся в том, что подвергнутый "карету" не живет более шестидесяти лет. Считается, что еврей подвергается "карету" за различные тайные, но серьезные прегрешения - например, поедание хамеца (квасного) в Песах. КАРТИЕЛЬ считается порождением ТЕУМИЕЛЯ - главы демонов, поскольку ТЕУМИЕЛЬ носит также имя КЕТРИЕЛЬ (от слова "кетер" - корона), воображая себя "короной", царем всех "КЛИПОТ", сил нечистоты, и противопоставляясь высшей "сфире" Кетер - Корона Б-га.
КАФЦЕФОНИ. Тесть АШМОДЕЯ, отец НААМЫ (она же ЛИЛИТ ОЛИМТА). Назван так потому, что все время прыгает с места на место ("кофец" на иврите), с одного конца мира на другой. Иногда вместе с супругой - МАИТБАЭЛЬ - они помогают людям избавиться от преследования чертей. Иногда в человеческом обличье являются людям и открывают им будущее при этом могут и приврать.
Еврейские каббалисты-практики, вызывая КАФЦЕФОНИ с МАИТБАЭЛЬ для того, чтобы узнать будущее, старались связать их клятвой, чтобы не пасть жертвой обмана со стороны коварных демонов. Предсказания, которые можно получить от этих демонов, - это та хорошая часть, которая есть в "КЛИПОТ" - скорлупах этого мира.
КАФЦИЕЛЬ. Князь гнева, заставляющий людей гневаться (от слова "кецеф" - гнев). Этого демона еще отождествляют с "антисфирой" ЭРЕВ ВЕ-РИК (называемой еще "жестокий ворон" - поскольку считалось, что ворон не имеет милосердия даже к своим птенцам). Так и человек в гневе теряет милосердие даже к своим близким.