Сегодня продолжу тему наузов и расскажу о своеобразном «подразделе» наузничанья – т.е. об обмеривании и обвязывании.
Рассматривать будем в лечебном аспекте, а ежели нужно что-то еще, то всякая сообразительная ведьма и сама догадается как нижесказанное перекроить на нужный ей манер).
Итак, обмеривание. Суть состоит в том, чтобы «снять» веревочкой или шнуром ряд параметров тела больного человека и «привязать» болезнь именно к ним – после чего эту болезнь можно отнести подальше и выбросить.
К примеру один из известных ритуалов: больного ничком укладывали на шкуру и суровой нитью снимали с него мерку от пальцев ног до макушки, после чего из шкуры выстригалось два клочка шерсти в ногах и в голове, а на концах веревочки делались узелки. То же проделывалось и другой веревочкой, только мерка снималась от пальцев одной руки, до пальцев другой, и так же выстригались клочки шерсти. После чего шерсть складывалась вместе, обвязывалась двумя использованными веревочками и выбрасывалась подальше. Для тех, кому это все сразу показалось бредом, поясняю, что метод неплох для тех, у кого проблема с визуализацией, но нет проблем с кинестетикой: выстриженными клочками и веревочками вы обозначаете размер пораженной зоны, а также считываете и «сцепляете» с посторонними предметами (веревка, шерсть) основной паттерн имеющейся болячки, после чего аккуратно сматываете это все в «клубочек» и выносите подальше.
Аналогичный метод: обмеривается ниткой рост, размах рук, обхват головы (если вам этого недостаточно – можно продолжить: длина стоп, ладоней, обхват запастья и т.п.), у больного срезаются ногти на руках и ногах и прядки волос с головы. Все это прячется в дырочке, просверленной заранее сверху в дверном косяке (ближе к петлям, а не к ручке двери) и либо запечатывается воском, либо (что лучше) забивается осиновой втулочкой.
Кстати, обмеривание, при всей внешней несерьезности, у многих народностей считалось табуированным действием, производя которое можно нанести жизни человека или, к примеру, развитию ребенка непоправимый вред. Так что применялось оно только в крайних случаях.
Обвязка – метод схожий. Используется веревочка нужного цвета (выбору цвета в этом случае стоит уделить самое пристальное внимание), которой обвязывается с положенными словесными формулами «больное место» - голова, живот, грудь и т.п. Собственно, метод очень близок обмериванию, потому что при обвзяке сначала отмеривается нужная нить, а когда вы завязываете ее на больном, это делается след. образом: пальцем прижимаете хвостик веревочки к телу и обозначаете начало, и другой рукой фиксируете это начало, завязывая в этом месте узелок. Ведете веревочку по телу, отмеряете четверть – и фиксируете вторым узелком – далее повторить. Узелков должно быть четыре, а пятый скрепит начало с окончанием, замкнет круг. Вязка носится три дня, после чего тот, кто вязал узлы, должен развязать пятый, скрепляющий узел, "смотать" болезнь в клубок, а веревочку уничтожить.
Впрочем, обвязки чаще использовались в качестве оберегов – пояса, к примеру, - это точно та же обвязка, только несколько по другому исполненная.
Беременные женщины (которым, в принципе, не разрешалось подходить к покойникам и тем паче смотреть на них – но случаи бывают разные) чтобы оградить себя от последствий контакта с умершим, обвязывали красной ниткой живот и мизинец (символ ребенка).
Кроме того, обвязки и оплетания часто использовались в погребальной обрядности для отделения мертвого от живого: у многих народов покойникам спутывали руки и ноги красными шерстяными или шелковыми нитками, или хотя бы (у беларусов) клали шерстяную нитку поперк тела покойного. Так же красными нитками мог опутываться гроб. Основным отличием является то, что на покойнике не вязали узлов, нитки можно было скручивать, склеивать, слеплять восковыми каплями, но узлов в большинстве случаев не вязали.
У других народов в гроб могли положить нитку, которой измерили рост умершего – чтобы не возвратился, не звал с собой живых – нитка становилась спутницей покойного в дальнейшем пути, где бы он ни пролегал.
Интересный обряд долго сохранялся в Македонии – оплетание покойного четырехметровой восковой желтой свечкой, специально отлитой для такого случая.