Ежели удумал чего, да нет в том силины, да жидением исходишься, мечта сильная таки в сердце свербит, тако надобность сия, иже хотением что удумал возыметь, тако не дается то в руки, иль деньга это, иль блажь земная, иль вещица какая - то заветная, сердцу милая, тако возжелал ты ее крепко накрепко, тако чтоб подбить ее, ту желань, под себя, тако есть черных
книжин писание, как сотворимо, ежели надобность какая есть - тако сладить можно. И то, что в грезинах лишь чудилось, то на руках окажется, то будет исполнено. Иже нет непосильных, непомерных вещей той силище, что заведует, иже есть мастерских способов некоторых как сотворить, дабы желание то исполнить, да есть одно, что редко кто ведает, иже древностью
оно порушено, тако люд в памяти своей затерял. Тако знание есть величавое, тако через тень креста. Да во времена отступные тако знавальный люд через крест сурочивал, ворожил частенько, тако болячки разны лекарил, всяко разно через тень крестову, что в день светлый спадает вниз с креста могильного.
Тако в любой день, иже он твоей душине пригляделся, тако бродом бреди на погостину. Там ты изведай, чтоб крест сильный, стройный возносился к небесине, да под ним мертвяк пущай почивает, иже крест нашел сей. Да присмотром своим зорким усмотри, да глядь, где лежит тень с крестовой кладины. Да неважность то, в какую сторону та тень крестова повернута, да
солнцем изойдена. Тако кинь на тень, да по середке, пятакову монетину, да встань на не правой ножиной. В правую руку, в ладонь, жми кусок черного хлеба, да левой рукой жми осиновую лучинку. Тако ликом на крест встаешь, да речину начни вести сию, да перед сим гляди, чтоб люд сторонний не шастал, а то дело споганить могут.
Тако шепчи сей ведовальны сказ, что дедовой речиной был речен, да в умище отлажен. Тако се говор:
"Мир люда, мир погостный,
Да крест над могилиной, да мертвяк почивальный.
Могилой мертвяк схоронен, крестом венчан,
Да тень крестовая то силища тайная,
Кто тебя поведает, кто шепотом заклянет,
Тому сам мертвяк в одно служение,
Да силищей мертвой грянет, да совой крикнет
Иже тень, да я нехристь над тенью,
Да пятачина уплатой размерной.
А коли я уплату через тень творю,
Таки мертвую душу, мертвинушку, сподобляю,
Да говором сим под себя, а не хозяюшку,
Да не на век, а на одну сроченьку
Перебиваю, да подбиваю.
Тень сильна, уплата верна,
Тако хлебина черная причастием верным,
Тако лучина осинова, мертвяку светильником,
Тако тенью крестовой, что дневальником
Да не ночником звездным сподвижено,
Тако откупом верным заклинаю.
Иже ты, мертвяк, услужишь,
Да сподволишь, да сие прошение сдюжишь,
Да прошение мое знавальное,
Да тобой через тень полнимая.
Тако сотвори моих слов сильником,
да моих думок сердечником.
Иже мной сказано, да душой возжеланно
(речут чего возжелали),
Да будет тобой исполнено,
Да тенью крестовой скреплено.
Тако тень крестовая, дневальная
Силища мертвяка, под меня подбитая.
Тако одно услужение, одно мое хотение.
Иже тобой мертвячина исполнено, мной откупленно.
Тень крестовая, могила погостная.
Аминь".
Опосля съешь черный хлеб, что в руке зажат, а когда съешь, то реки:
"Черным хлебиной, да причастием верным, тако тень почитана, да мертвяку пятачина кинута. Все, чего просил, да словом молвил, крестом могильным, да тенью черной заклято, на меня исполнено. Аминь".
Уходи прочь с сего места, да пятачина пущай там лежит. Как выйдешь вон из погостины, да огнем окинь ту осиновую лучину, да коли возгорится, то сказ сей:
"Осиной гореть мертвяку путником да сим светильником, что велено, то ко мне пригнано. Аминь".
Кинь на землю, да уход твори. Коли все слаженно, то твоя задумка будет исполнена. Тако мертвяцка душенька через тень крестову иже заклана, то ей сила громадна. Тако она поступью твердой все сотворит