Загрузить Adobe Flash Player

Путъ Знаний

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Путъ Знаний » Магия деревьев » Береза


Береза

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Береза - дно из самых красивых на планете деревьев. Белый изящный ствол создает ощущение необычайного нежного света, исходящего от этого дерева. Несмотря на то что растет и в Скандинавии, и в Европе, белоствольная береза издавна стала символом России. Для нас, здесь живущих, - это символ родины, ее охраняющего, женского начала.
Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодна и освежающа, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода.
В старину говорили: "Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем". Зная "капризность" дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было "поговорить" с деревом, попросить у него силы и помощи.
Особенно благоволит береза, по народным поверьям, к детям, невинным девушкам и беременным женщинам.
Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым.
Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь. Больше в течение года это дерево не трогали, так же как с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него "мороку" и неудачу в личной жизни. Обычно для сбора березового сока использовали растущие в лесу деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым. В мае же собирали полураспустившиеся березовые почки для лекарственных целей.
Береза плакучая считалась деревом особым - ее иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мертвых. Ее сок, почки, кору, древесину и листья никогда не использовали для лекарственных целей - только для магических. Говорили, что это дерево имеет связь с миром мертвых, что его любят русалки и утопленницы. Поэтому плакучую березу всегда украшали в русалью неделю, чтобы защититься от проказ духов. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнева потусторонних сил. В старину к нему ходили, стараясь заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды.
Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь "окольцевать" деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, "выметали" из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
Береза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.
Понятно, что энергия березы ближе женщине. Девичьи хороводы вокруг берез позволяли "раскрутить" энергию дерева, чтобы она подарила свою силу и защиту местности, где растет. Эта естественная связь женщины с березой нашла свое отражение в эпитетах, пословицах и поговорках. "Стройна как береза", "красива как березка" - говорили о самой красивой женщине в селе, наполненной силой и здоровьем, неотделимыми от истинной красоты, в отличие от извращенной красоты нашего века, достичь которой можно лишь с помощью насилия над собственным организмом и здоровьем.

0

2

Медитируйте с березой, когда вам не удается реально оценивать события. Береза поможет вам распознать полярности и правильно обращаться с ними. Береза хорошо подходит легко ранимым людям, поскольку укрепляет самооценку, а это помогает не принимать каждое проявление негатива на свой счет.
Береза делает человека утонченнее, чтобы он мог воспринимать детали. Благодаря точности и желанию видеть реальность в истинном свете исчезают страхи, появляется невозмутимость и способность действовать. Медитация с березой бывает полезна перед большими свершениями. Она учит человека быть терпеливым и способным действовать.
Медитация с березой в первую очередь благотворна для людей с хорошо развитой интуицией, поскольку помогает лучше видеть разницу между внутренним и внешним миром. Тот, кто хотел бы лучше воспринимать самого себя или пребывает в подавленном эмоциональном состоянии, благодаря колебаниям березы достигнет большего понимания себя и здоровой внутренней гармонии.
Астрологи рекомендуют. Рак и Рыбы.
Солнце в Раке научит лучше воспринимать самого себя и поможет правильно оценивать свои способности. Так, рожденные под знаком Рака смогут обрести уверенность в себе и станут более открытыми.
Рожденные под знаком Рыб получат от дерева силу, чтобы помогать ближним не только словом, но и действиями, при этом не теряя самих себя. Они смогут лучше воспринимать себя и найдут собственный путь на земле.
Как Рак, так и Рыбы от вибраций березы обретут большую откровенность и смогут лучше реализовать себя и свое предназначение. Связи с другими людьми для этих знаков станут более ясными и упорядоченными.

0

3

• Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. Березовые ветви использовались и для того, чтобы наделить плодородностью молодоженов, исцелить от бесплодия.

• Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодная и освежающая, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением.

• У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения, У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.

• Береза придает мужчинам мужественность, а женщинам женственность и тем и другим дарит уверенность в себе, в своих силах и возможностях, а также помогает поддерживать хорошую физическую форму,

• У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. Березовые ветки втыкали в поле также и для того, чтобы получить богатый урожай.

• С помощью веток березы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней. Береза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра: в это время ходили люди к растущей берёзе для «передачи» ей болезней (под березу выливали воду, оставшуюся после купания больного). В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни:- «Брошу жабуьпод березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

• Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из-за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных. Во время ритуалов изгнания беса ведьм секли березовыми розгами, поэтому лентяев и лунатиков кое-где и до сих пор кормят березовой кашей.

• Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии.

0

4

Береза плакучая считалась деревом особым - ее иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мертвых. Ее сок, почки, кору, древесину и листья никогда не использовали для лекарственных целей - только для магических. Говорили, что это дерево имеет связь с миром мертвых, что его любят русалки и утопленницы. Поэтому плакучую березу всегда украшали в русалью неделю, чтобы защититься от проказ духов. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнева потусторонних сил. В старину к нему ходили, стараясь заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды.
Почему же берёзы так любимы русалками? Существует легенда по которой русалка, задержавшаяся на суше дольше положенного времени (после рассвета) превращается в берёзу, а в троицкую неделю дерево вновь может общаться с подругами. Кроме того русалки – жительницы царства мёртвых и им очень не хватает энергии, а берёза в эти дни ею просто напитана и не прочь поделиться.
Не равнодушны к этому дереву и другие представители нечисти – лешие. Если вы хотите написать хозяину леса – пишите на кусочке бересты или на берёзовом листочке – послание обязательно будет замечено. Этот способ использовали ещё во 2-й половине 19 века. Естественно, у дерева нельзя брать больше необходимого – леший может и рассердиться.

Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь "окольцевать" деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, "выметали" из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм. У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.
Березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Березовые ветки втыкали в поле, чтобы получить богатый урожай злаков, льна. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни чтобы «велись» кони. После выпечки хлебов в печь бросали березовые поленья, чтобы «ягнята были белыми».

0

5

Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Практически все части дерева используются в целительстве. Венички из березовых веток используются в обрядах очищения. Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

Берёзу используют для изготовления многочисленных магических артефактов: огамических палочек (ставов), волшебных палочек, летающих метел (ведьмино помело делается из сука ясеня и березовых прутьев, скрепленных ивняком), магических метелок (используются в целительстве), оберегов различного рода (от молнии, злых людей и духов).
Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных.
Во время ритуалов изгнания беса ведьм секли березовыми розгами, поэтому лентяев и лунатиков кое-где и по сих пор кормят березовой кашей.
Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии. Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи. Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания "узлов" - формы чарования. На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания.

Сегодня Огам (OGHAM – кельтский алфавит) используют как для гадания и разбора жизненных ситуаций, так и непосредственно в магии. Для знака в этой знаковой сиеме "Берёза" ключевыми словами являются: Начинания – Жизненная сила – Рост.
Суть. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением вещей. У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения. У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.
При гадании имеет значение на какую часть гадального круга упал знак: Центр – начинания, Юг – жизненная сила, Запад – задержка, Север – материальный рост, Восток – ярость.

C березой эзотерическое учение деревьев связывает и две руны Старшего Футарка - Беркана и Уруз.

0

6

Завивание берез - (заламывание березок, заплетение венков, завивание венков, запирание ворот) - один из основных обрядов весенне-летнего цикла, в центре которого действия, производимые с ветвями растущих и срубленных берез (реже других деревьев) - плетение и витье; начальный этап единого обрядового комплекса, завершающегося расплетением или обламыванием завитой части дерева. Кроме северных губерний Европейской России, обряд был распространен повсеместно.

Завивали березки чаще всего в Семик, а развивали - в Троицу. В локальных традициях существовали и иные сроки проведения обряда: Егорьев день - Троица; канун Николина дня - Николин день; второе воскресенье после Пасхи, известное под названиями кумитное, кумишное, завивальное, жен мироносиц - Вознесение, Троица; Вознесение - Троица; Вознесение - Духов день; Семик - Духов день; канун Троицы - Духов день; Троица - Духов день, Петровское заговенье (см. Всесвятская неделя), Петров день; Духов день - Петровское заговенье; Петров день - Троица следующего года.

Суточное время завивания берез также варьировало по местностям. Так, в Орловской и в Костромской губерниях обряд совершался с утра, "до солнышка", во Владимирской губ. - во второй половине дня, а в Рязанской губ. - поздно вечером, даже ночью, при свете горящей бересты на палках.

В Дмитровском у. Московской губ. был распространен обычай предварительного выбора обрядового деревца накануне ритуального действия. В ряде мест Костромской и Вятской губерний березу сначала вырубали, устанавливали ее в поле или в огороде, а затем только завивали. Единичный случай завивания берез на севере (Каргопольский р-н Архангельской обл.) также освещает действия с ветвями срубленных берез.

0

7

Сбор и сушка
С лечебной целью используют почки, листья, березовый сок и березовый гриб (чагу) всех видов берез.
Почки (Gemmae Betulae) удлиненно-конические, заостренные, голые, с черепицеобразно расположенными, плотно прижатыми по краям чешуйками. Длина почек от 3 до 7 мм, в поперечнике от 1,5 до 3 мм. Цвет - коричневый, вкус вяжущий, смолистый. Их собирают с января до конца апреля (до начала их распускания) при рубке леса, срезая ветви и связывая их в пучки (метлы), сушат на открытом воздухе, в сараях, а затем обмолачивают или почки одергивают руками в брезентовых рукавицах. Березовые почки можно заготавливать только на участках леса, предназначенных для рубки или отведенных лесхозами для заготовки метл.
Лист - Folium Betulae мелкий, не более 1,5 см. Запах слабый, ароматный; вкус слегка вяжущий. Листья собирают очень аккуратно, стараясь не повредить и не оголить ветки, во время цветения в мае, когда они еще клейкие и душистые, сушат под навесами, на чердаках, в хорошо проветриваемых помещениях. Собирать листья с деревьев, растущих вблизи дорог, нельзя.
Березовый сок - весной в период сокодвижения. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. Используют его в роли лекарства только в свежем виде.
Березовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года.

Почки используют для приготовления настоя, отвара и настойки. Настой и отвар готовятся, как обычно. Для настойки одну весовую часть почек заливают пятью частями 70%-го аптечного спирта или водкой. Ёмкость плотно закрывают и выдерживают 7 дней при комнатной температуре, после чего фильтруют.
Листья используют для приготовления настоя. Он готовится в соотношении 1:10. На заключительном этапе к готовому настою добавляют питьевую соду (на стакан настоя - соды на кончике чайной ложки).
Чагу используют для приготовления настоя. Гриб моют кипяченой водой и замачивают в воде на 4-5 часов. Затем пропускают через мясорубку. После этого к одной весовой части измельченного сырья добавляют 5 весовых частей теплой воды и настаивают при комнатной температуре двое суток. Затем настой фильтруют и доводят до первоначального объема, доливая кипяченую воду.
Химический состав
В почках березы до 5,3% эфирного масла, в состав которого входят сесквитерпены (бетулен, бетулол и бетуленолы), бетуленовая кислота и нафталин, флавоноиды (диметоксифлавон, бетулетол, мирицитрин, рутин, мирицетин-3-дигалактозид и др.).
В листьях - бутиловый эфир бетулоретиновой кислоты, до 2,8% витамина С, флавоноиды, в том числе гиперозид, дубильные вещества, тритерпеновые спирты, сапонины, следы эфирного масла.

Береза имеет разнообразные свойства: мочегонные, желчегонные, спазмолитические, противовоспалительные, ранозаживляющие, противовирусные, глистогонные, противопаразитарные. Регулирует обмен веществ, функцию желудочно-кишечного тракта и женских половых органов. Полезна при гипо- и авитаминозе, отеках, особенно сердечного происхождения, атеросклерозе, язве желудка, хронических заболеваниях почек и воспалениях мочевого пузыря, почечно-каменной болезни, при спазмах кишечника и других гладкомышечных органов. Используют как средство желчегонное в комплексной терапии заболеваний печени, как отхаркивающее. При легких формах холецистита, холецистоангиохолита, альбуменорее, мочекислом диатезе. Наружно применяют при угрях и грибковых поражениях. Листья березы способны убивать микробы за 2-3 часа.
Березовые почки применяются в качестве мочегонного средства (в виде настоя из 10 г сырья на 200 мл воды по 1 столовой ложке 3 раза в день) при отеках сердечного происхождения.
Настои и отвары листьев березы применяют в качестве мочегонного и потогонного средства.
Настой, отвар и настойку почек можно применять для лечения болезней печени, сердца и почек, сопровождающихся воспалением, болями и отеками различных частей тела. Кроме того, настойку березовых почек используют при воспалении кожи, мышц, связок, суставов (при экзме, артритах, ревматизме, миозитах). В этих случаях ее применяют наружно в виде натираний, примочек и компрессов.
Из березы получают также активированный уголь и его лекарственную форму таблетки - карболен. Активированный уголь - универсальный антидот, так как обладает большой поверхностью и способен адсорбировать газы, алкалоиды, токсины, соли тяжелых металлов и др. Применяется при метеоризме, гиперсекреции, диспепсии, различных интоксикациях. Обычно при отравлениях различными ядами 2-3 столовые ложки порошка размешивают в стакане теплой воды и принимают внутрь после промывания желудка.
Из коры березы получают деготь, содержащий фенол, крезолы, гваякол и другие соединения, обладающие бактерицидными свойствами. Деготь входит в состав мазей, используемых для лечения паразитарных и грибковых заболеваний кожи, экземы, а также бальзамического линимента - мази Вишневского.
Сок березы, содержащий большое количество витаминов, применяют для профилактики и лечения гипо- и авитаминоза, а также как общеукрепляющее средство при различных заболеваниях. Он оказывает стимулирующее влияние на кислото-образующую функцию желудка, в связи с чем его рекомендуют при заболеваниях органов пищеварения, сопровождающихся пониженной кислотностью. Сок действует также мочегонно и способствует выведению из организма вредных веществ при солевом диатезе, хроническом калькулезном пиелонефрите, после оперативного удаления камней из почек и мочевыводящих путей.

В старину березовый сок пили от чахотки, употребляли как наружное средство при язвах, обмывали им кровоточащие и мокнущие раны. Знахари советовали начинать отпаивать больных березовым соком на Максима (11 мая) - в этот день он считался наиболее целебным.

Березовый сок применяли при цинге и желтухе. Его добавляли в молоко, которое давали пить маленьким детям при прорезывании зубов.
Отвар из 15 березовых почек на стакан воды по 1-2 ст ложке 3 раза в день перед едой - желчегонное средство и средство при болезнях печени.
Артриты, артрозы: По 2 ст. ложки измельченной травы спорыша, плодов шиповника, березовых листьев залить в термосе стаканом кипятка, держать до остывания. Процедить, посолить 2 ст. ложками соли, размешать. Кусок ткани из чистой овечьей шерсти (можно носки) вымочить в настое и высушить не выжимая. Сухую ткань привязать к больному месту и носить пока не пройдет.
Настой листьев применяют как средство при отеках почечного и сердечно-сосудистого происхождения. Действие листьев выражено несколько слабее, чем почек, но они не вызывают раздражения почечной паренхимы. Настои и экстракты из листьев эффективны при легких формах холецистита. У больных уменьшаются боли, тошнота, рвота, улучшается общее состояние.
Настой из листьев служит незаменимым профилактическим и лечебным средством при простуде.
Настои и отвары из березовых листьев принимают в весенне-осенний период для профилактики ревматизма и подагры.
Наружно спиртовую настойку почек рекомендуют для втираний и компрессов при раздражениях кожи, пролежнях, вяло протекающих грануляциях.
Дозировка
Лекарства принимают внутрь: настой - по 1/3 стакана в день, отвар - по 1 столовой ложке 3-4 раза в день за 10-15 минут до еды, а настойку - по 1 столовой ложке 1 раз в день.
Настой березового гриба пьют вместо чая не менее 3-х стаканов в день при катаре, язвенной болезни и раке желудка.

Беpеза. Одно из наиболее почитаемых y славян деpевьев. Может выстyпать как "счастливое" деpево, обеpегающее от зла, и как вpедоносное, связанное с женскими демонами и дyшами yмеpших.
Согласно каpпатским повеpьям, если женатый мyжчина посадит во двоpе беpезy, то кто-то из членов семьи yмpет. Hа Рyсском Севеpе, место, где когда-то pосли беpезы не использовали для постpойки дома.
Вместе с тем, иногда и во многих местах беpезy специально сажали около дома для благополyчия семьи, по слyчаю pождения pебенка...
Установленная с пеpеднем yглy пpи стpоительстве дома ветка беpезы была символом здоpовья хозяина и семьи. Беpезовые ветки втыкались в поле, чтоб полyчит хоpоший ypожай льна и злаков. Беpезовое полено закапывали под поpогом новой конюшни, "чтобы велись кони".
В наpодных легендах беpеза - благословенное деpево, yкpывшее Богоpодицy и Хpиста от непогоды, или св. Пятницy от пpеследований чеpта; или же напpотив, считалась пpоклятым Богом деpевом, пpyтьями котоpого хлестали Хpиста.
Женская символика беpезы пpоявляется в обpядах лечения детских болезней: напpимеp, больных девочек носили к беpезе, а мальчиков - к дyбy. В бpачных обpядах символами жениха и невесты были дyб и беpеза.
В Полесье считалось, что близко к домy посаженная беpеза вызывает женские болезни y ее обитательниц; что наpосты обpазyются на беpезе от "женских пpоклятий". В некотоpых полесских селах на похоpонах тело женщины покpывали беpезовыми ветками, тело мyжчины - ветками тополя. В свадебных и лиpических песенках беpеза - самый попyляpный символ девyшки.
Связь Беpезы с нечистой силой и дyшами yмеpших тоже yказывает на женскyю символикy: о pyсалках в Полесье говоpили, что они "с беpезы спyскаются". Пpинадлежащим pyсалкам считались беpезы, чьи ветви спyскаются до земли. Hа Тpоицкой неделе к ним боялись потомy пpиблизиться.
В Польше такие деpевья, одиноко стоящие в поле называли деpевьями дyхов.
В них вселялись дyши yмеpших девyшек, котоpые по ночам выходили из беpезы и и "затанцовывали" насмеpть слyчайных пpохожих. Согласно польским же повеpьям под одиноко стоящей беpезой  покоится дyша погибшего насильственной смеpтью, и
вместо сока в ней стpyится кpовь.
Hекотоpые пpизнаки необычного вида беpезы (искpивленная или сpосшаяся с дpyгим деpевом) были для белоpyссов свидетельством того, что под ней погpебена невинно загyбленная дyша. В многих восточнославянских пpеданиях, легендах, песнях погибшая девyшка пpевpащается в беpезкy. В Kостpомском кpае, об yмиpающем говоpили "в беpезки собиpается".
Беpеза часто yпоминается как атpибyт нечистой силы в демонологических повеpьях и быличках. Ведьма могла надоить молоко с беpезовых ветвей, также могла летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на беpезовой палке. Белые кони, подаpенные человекy чеpтом, пpевpащались в  кpивые беpезы, а поданый чеpтом хлеб в беpезовyю коpy; женщинy, в котоpyю "вселился" бес во вpемя пpистyпа "бpосало" на беpезy.
Шиpоко известны y славян тpоицкие обpяды, связанные с беpезой, совеpшаемые как пpавило девyшками и женщинами. Они шли в лес, выбиpали молоденькyю беpезкy, yкpашали ее, завивали на ее ветвях венки, yстpаивали под ней совместное yгощение, водили хоpоводы, гадали. Затем со сpyбленной беpезкой (котоpyю называли иногда "семик") ходили по селy и пpи завеpшении обpяда бpосали беpезy в водy, в огонь, в овpаг (то есть "пpовожали беpезкy", "хоpонили" ее).
Девyшки "кyмились" с беpезкой, пpосили y нее доли,yмывались беpезовым соком для кpасоты и здоpовья.
Ветки беpезы, особенно использованные в тpоицких и дpyгих календаpных обpядах y все славян считались надежным обеpегом. Заткнyтые под кpышей дома, они надежно обеpегали от молнии, гpома и гpада; воткнyтые посpеди посевов в поле огpаждают от гpызyнов и птиц; бpошенные на огоpодных гpядках - охpаняют капyстy от гyсениц.

"Березовые приметы":
Береза желтеет перед ранним осенним заморозком.
Берёза даёт много сока, к дождливому лету.
Береза распустит свои листья раньше ольхи — к сухому лету, а позднее к дождливому.
Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку. Когда береза станет распускаться, сей овес.
Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

С разнообразным использованием березы, связана такая загадка:
"Стоит дерево утром зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье (веник), второе – людям колодец (березовый сок), третье – от тьмы свет (лучина), четвертое – дряхлым пеленанье (береста на разбитые горшки).»

0


Вы здесь » Путъ Знаний » Магия деревьев » Береза



© 2000 Сервис форумов «LiFeForums»
Создать форум бесплатно | Домен за 149 руб
Разместить рекламу * Пожаловаться на форум * Политика конфиденциальности