Нить, кудель, веревки очень часто используются в магических обрядах. Узелковая магия. Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям.

В отличие от простых людей, «знающие»
занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью,
пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли
отражение в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити –
одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой
сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если
разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою
судьбу».

2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все
на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать
рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.

3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.

4. Льняной пряжей обвивают конец лучины,
втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится,
оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей
на лучине кудели – к дверям, — жди сватов, от дверей – в девках
куковать.

5. Атрибутом гаданий выступали и изделия
из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый
перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей
кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить
судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

6. Программирование жизни молодых при
помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась
за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал
оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь,
приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот
обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и
любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не
проделывали?)

7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».

8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.

9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.

10. Скручивание шерсти в нитку,
совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду
моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.

11. Новорожденному ребенку, которого
впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными
с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы
Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую
нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую
жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается
тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент
она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как
проводник их воли).

12. В детскую колыбель клали пряслице
для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к
колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти
предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда
интереснее).

13. Обряд «отворачивания». Ища или желая
вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью
(символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом).
Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском
лабиринте.

14. Нить-судьба работает в новоселье,
чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем,
клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за
«путеводную нить» входили в дом.

15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).

16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).

17. Сплетенные левой рукой нитки в
чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6
мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное
исполнялось.

18. К пряже приравнивается и
человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху
вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так
воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.

19. Тканные изделия (холсты, полотна,
особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей
миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога»,
«ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога»
и «судьба».