МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА

Ключевой набор мифологем любого верования наряду с обожествленными образами героев прошлого и ушедших в пучину веков легендарных событий включает в себя аллегорические эмблемы множественных аспектов бытия, без которых невозможна сама система мифологического мировоззрения. И если великие деятели минувшего со временем обрастают идеализированными чертами и предстают перед нами в облике богов, то аспекты их деяний, равно как и всевозможные проявления окружающей реальности, в которых нашим предкам виделся особый возвышенный смысл, обретают вид мифических существ и сказочных созданий.

Славяно-арии вопреки устоявшемуся мнению глупоподобных ученых, взращенных семенами теологической лжи и наукообразного обмана, не были примитивным народом, который ввиду своего невежества обожествлял силы природы. Наши могучие пращуры понимали смысл фундаментальных законов, движимых космосом, гораздо лучше нас. Им не нужны были теории относительности, атомные реакторы и водородные бомбы. Они не были технократической цивилизацией, но их технологии были духовыми, истинными, они зиждились на Совести и Осознании, а не на прогрессе в угоду собственной лени. Их взгляды базировались на чести и отваге, на умении слушать себя и окружающий мир.

Безусловно, сейчас принято полагать обратное и вышеприведенные утверждения зачастую возводятся в ранг неподкрепленной фактами ереси. Однако те, кто всеми силами стремится искоренить из этого мира остатки славянской культуры, те, кому противна сама мысль о присутствии рядом кого-то, кто-то может быть выше их, чище их и лучше их, забывают о том, что факты, повествующие о внеземном происхождении нашей расы и ниспровергающие в пучину фарисейства всю современную историческую концепцию, есть. А еще, и это гораздо важнее, они забывают, что тот, в ком жива кровь предков, без всяких фактов знает правду. Ибо, как сказали великие мудрецы прошлого, ты можешь не знать свою историю, но твоя кровь ее помнит.

Однако мы не будем рассуждать об археологических данных, явно доказывающих, что десятки и даже сотни тысяч лет назад наши предки уже обладали такими возможностями, о которых сегодня пишут лишь фантасты. И мы не будет говорить о том, как случилось, что все это стало красивой и полузабытой легендой. Тот, кому такая информация действительно необходима, постарается и сам найдет ее. Ведь если пара-тройка зерен скрыта миллионом плевел, то разве это может остановить истинно алчущего?

В образах мифологических созданий, которыми до краев наполнены легенды славян, наши пращуры скрыли великие и бессмертные знаки того, что они почитали высшими добродетелями. Симуран – аллегория верности и отваги. Матерь Сва – метафорическое выражение высшего чувства – материнской любви и самопожертвования. Мавка – образ бесконечного страдания, которое, однако, не должно становится самоцелью.

Данный раздел нашего сайта посвящен существам, которые наполняли сказочный облик реальности, созданный нашими предками для того, чтобы сквозь тысячелетия донести до нас свою мудрость и свою веру. Отказываться от своего наследия – значит убивать себя. Принимать его – значит жить в согласии с собой.
   
Домовой Дворовой Анчутка
   
Кикимора Леший Кощей
   
Лихо Русалка Водяной
   
Аспид Сирин Волколак
   
Берегиня Горыныч Горыня
   
Оборотень Гамаюн Юша
   
Вий Рарог Алконост
   
Барабашка Упырь Деды
Домовой

Домовой – одно из важнейших мифологических существ в жизни древних славян. Домовой считался духом жилища, который был призван оберегать дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и тп. Также домовой следил за состоянием самих домочадцев, защищал их от болезней и злых духов.

Когда ночью в доме что-то гремело, наши предки полагали, что это домовой сражается с кикиморой или иным духом, негативно настроенным к людям. Хотя некоторые поверья утверждают, что домовой иногда не прочь пошутить, устраивая в доме настоящие полтергейсты. Однако при этом домовой никогда не наносил вреда людям и, строго говоря, без особой нужды себя не обозначал.

Происхождение домового определяется по-разному. Одни источники говорят, что домовым мог стать кто-то из умерших членов семьи. Другие легенды утверждают, что домовой – это не просто член семьи, но первопредок рода. А некоторые поверья упоминают о домовом, как о самостоятельном духе, не имеющем к человеческой конституции никакого отношения.

Домовой мог выть или издавать шорохи всякие неясные звуки, если чувствовал какую-либо внешнюю опасность или смерть члена семьи. В особенно исключительных обстоятельствах он мог даже показаться человеку на глаза, но всего на мгновение. Славяне подобные знаки всегда истолковывали как предупреждения.

Где жил домовой сказать сложно. В некоторых текстах говорится, что любимое место обитания домового – за печкой или на печи. Другие легенды утверждают, что домовой любит находиться поближе к животным, особенно к лошадям. Поэтому искать его нужно в конюшне или в хлеву. Однако недолюбливает домовой кошек, часто гоняет их по дому, но зла им не делает. Именно поэтому если кошка долго смотрела в одну точку, наши предки считали, что она видит домового. Быть может страж дома и не любил это животное именно за то, что оно могло ввиду особенностей своего мировосприятия свободно наблюдать за ним, когда для других существ он оставался невидим.

Вместе с невидимостью домовой обладал уникальной способностью находиться везде и сразу. Поэтому он считался идеальным хозяином, успевающим следить за всем хозяйством. Наши предки полагали, что домовой умеет перемещаться вне нашего пространства и вне нашего времени.

Между тем, домовой мог и не очень положительно относиться к семейству, которое проживало в конкретном доме. Домовой не любит ленивых хозяев. Также если в семье часто ругались, если было мало детей и люди не жили по заветам предков, домовой периодически напоминал о себе с негативной стороны. Он мог невзначай разбить что-нибудь из посуды, выпустить скот из хлева, стонать и кричать по ночам. Если люди не реагировали, домовой просто уходил из дома. Без домового дом быстро погибал: либо случался пожар, либо все семейство вымирало. Без домового, считали наши предки, у людей не было защиты от злых сил.

Поэтому люди были заинтересованы в том, чтобы сохранять с домовым хорошие отношения. К нему никогда не обращались «домовой», а называли «хозяин, набольший, дедушка». На кухне никогда нельзя было оставлять крошек на ночь или немытую посуду. Также необходимо было постоянно поддерживать чистоту. Если хозяин и хозяйка не ленились все это делать, то домовой охотно им во всем помогал. В некоторых легендах говорится о том, что вечером можно где-нибудь в углу, возле печки, оставить домовому стакан молока с хлебом, яйцо или яблоко. Это считается признаком уважения.

Когда люди переезжали на новое место, домового всегда звали с собой. Для этого совершали специальный хлебосольный обряд. Некоторые легенды утверждают, что первой в новый дом нужно пустить кошку, якобы на ней домовой въедет в помещение.

Считалось, что домовой жутко боится зеркал и любых отражающих поверхностей, а также козлов. Однако с чем именно это связано ни одна из существующих легенд не объясняет.

Внешне домовой в принципе мог выглядеть как угодно, тем более, что людям на глаза он практически не появлялся. Иногда он мог показаться обыкновенной букой или багой. А мог с легкостью обернуться той же кошкой. В некоторых легендах говорится, что домовой выглядит как небольшого роста старичок добродушного вида. Другие поверья утверждают, что домовой всегда внешне похож на главу семейства.

Между тем у домового была и собственная семья. У него была жена – домовиха (или домовушка), а также дети – домовята. Домовенок представлялся нашим предкам маленьким, черненьким существом наподобие той же буки. Домовенка иногда можно было увидеть, так как он в отличие от отца и матери еще плохо владел невидимостью и внепространственными перемещениями. Домових, судя по легендам, не видел никто. Однако на их существование славянские легенды указывают вполне однозначно.
http://radogost.ru/images/domovoy1.jpg
http://radogost.ru/images/domovoy2.jpg
Дворовой

Дворовой (иногда дворовый или дворовушка) – низшее мифологическое существо в религиозной системе древних славян. Дворовой считался помощником домового и напрямую подчинялся ему. Отвечал за внешнее «не домовое» хозяйство, то есть за амбары, хлева и придворовые территории. Вместе с тем в отличие от своего хозяина (домового) дворовой не относился к людям положительно. Хотя и нельзя сказать, что он был настолько агрессивен, что представлял опасность. Фактически самому человеку дворовой зла не делал, но вполне мог покалечить или замучить до смерти какое-либо животное.

Таким образом, дворовой, будучи явно домовым духом, приближенным к человеку, вместе с тем, относился к разряду существ недоброжелательных и становился в один ряд с Кикиморой. Однако легенды утверждают, что без этого создания порядка в доме не будет и домовому обязательно нужен такой помощник, которого он со временем находит сам. Таким образом, специально дворового ни в дом, ни во двор никто не приглашал. Быть может, оттого людей он и недолюбливал.

Дворовой жил, как понятно из его имени, во дворе. Где именно – легенды не говорят. Также не известно, как выглядел дворовой, так как людям он никогда не показывался. Некоторые поверья утверждают, что дворовой был похож на домового, только черного цвета. По этим же поверьям дворовой – это темное воплощение домового, своеобразная аллюзия на человеческую сущность, в которой всегда уживаются два начала – светлое и темное. Именно поэтому одно из этих созданий не может существовать без другого.

Тем не менее, дворовой, хотя и считается помощником домового, выступает полным его антиподом. Если домовой убирается в доме, то дворовой разгоняет по двору пыль. Если домовой предупреждает людей об опасности, то дворовой остается абсолютно нейтрален к людским делам. Если домовой лечит животных, то дворовой не прочь извести ту или иную живность. С другой стороны, есть версия, что дворовой убивал только слабых животных, не способных дать здоровое потомство. По той же версии он начинал гонять пыль во дворе, если хозяин дома плохо следил за чистотой на своей территории.

Тем не менее, в славянских легендах дворовой чаще выступает созданием, имеющим пассивно-негативную окраску, дел с которым лучше не иметь. Дружит дворовой только с двумя животными – с козлом и с собакой. Тот факт, что дворовому люба собака, воплощение верности и дружбы, говорит в пользу этого существа. А вот, что касается козла, то вопрос до сих пор остается открытым. Это животное всегда имело отрицательную окраску, хотя легенды и не упоминают, почему именно. Но один тот факт, что домовой боится козла и не выносит его присутствия, говорит в пользу того, что это нечистое создание, без которого, однако, сбалансированное и полноценное хозяйство не может существовать.

Наши предки очень трепетно относились к дворовому, пытались его всячески умилостивить и ни в коем случае не злить. Например, дворовой, будучи созданием ночным, не любил ничего светлого, поэтому, когда покупали лошадь белой масти, во двор ее вводили задом в овечьей шкуре или через овин. На ночь дворовому всегда оставляли какие-нибудь съестные подарки. Также дворовой яростно ненавидел чужих животных, поэтому на свой двор их ни в коем случае нельзя было пускать.

Если дворовой принимался ни с того ни с сего губить скот, то прибегали к помощи домового, который мог легко унять своего помощника. Либо вешали в хлеву (в конюшне) убитую сороку, которая отпугивала дворового.

Стоит отметить, что некоторые исследователи полагают дворового созданием исключительно положительным, похожим по своим функциям на домового. Эти же исследователи утверждают, что дворовой любит и уважает кошек. Однако все эти предположения основаны на фольклорных элементах, которые датируются всего лишь двумя-тремя веками, поэтому ни в коей мере не могут быть расценены, как часть мифологической системы древних славян.
http://radogost.ru/images/dvorovoy1.jpg
http://radogost.ru/images/dvorovoy2.jpg
Анчутка

Анчутка – собирательное название группы мелких стихийных духов в древнеславянской мифологии. Чаще всего образ анчутки носит исключительно негативный оттенок, вероятнее всего популярное христианское понятие беса, как нечистого духа, было «списано» именно с анчутки.

Чаще всего выделяют три вида анчуток: полевых, домовых (не путать с понятием Домовой) и водяных. Наиболее «безопасны» полевые анчутки, наши Предки верили, что эти крохотные бесплотые существа жили в каждом растении и носили соответствующие именования – рожник, пшеничник, картофельник и так далее. Они не имели привычки вредить человеку, но если не покидали растение в момент сбора урожая, то впоследствии могли предать получившейся пище неприятный вкус. Именно поэтому наши Предки совершали множество тщательно проработанных обрядовых действий во время работы в поле. При этом полевые анчутки никак не взаимодействовали с более жестокими духами полей, вроде полуденниц.

Водяные анчутки считаются достаточно агрессивными духами, именно их наши Предки винили в том, что у пловца неожиданно случалась судорога и «отнималась» нога. Считалось, что это водяной анчутка схватил его и пытается утащить на дно. Именно поэтому каждый, кто собирался погрузиться в воду, должен был иметь при себе булавку, ведь железо – это универсальное оружие против любой нечисти. Некоторые поверья утверждают, что анчутка служит Водяному, однако, это весьма сомнительное заявление, потому что Водяной по славянским поверьям является хранителем водоема, то есть однозначно положительным существом.

Анчутка домовой (его еще называют домашний или банный) не столь агрессивен, как его водяной аналог, однако, бывает не прочь жестоко пошутить над человеком. Боится Домового, и если связь хозяина с хранителем жилища сильна, анчутка вряд ли будет иметь хоть какую-то силу. Вместе с тем анчутка любит стенать и надсадно хрипеть, издавать различные звуки, похожие на звуки домашних животных – мяуканье, поскрябывание, звук цокающих когтей по полу. Однако человек с острым слухом всегда сумеет отличить ложные анчуткины звуки, которые являются лишь подобием оригинала, но не точной копией. Но домового анчутку не стоит недооценивать. Человека со слабой волей он вполне может свести с ума постоянным психологическим давлением. Против сильного духом это существо абсолютно не опасно, оно боится таких людей и не пристает к ним даже во сне.

В целом анчутка – это обыкновенный природный дух, каковых вокруг человека – великое множество. Он не несет серьезной опасности, но иногда может досаждать. Выглядеть может по-разному, но неизменно наделен маленькими копытцами. Прямоходяч, нелетуч, хотя у некоторых особей встречаются рудиментарные крылья. Наиболее мерзок водяной анчутка, один взгляд на него вызывает отвращение, тогда как домашние духи могут быть даже милы. Общаться с анчуткой не рекомендуется, потому что это существо никогда не сообщит человеку никакой полезной информации, ложь и лицемерие заложено в него генетически. Вместе с тем избавится от анчутки невозможно, но его очень просто подавить – при помощи Домового и собственной силы воли.
http://radogost.ru/images/anchutka.jpg