Кикимора

Кикимора – один из самых неоднозначных персонажей славянской мифологии. Существует целый ряд противоречивых легенд, рассказывающих об этом существе, но все они сходятся в одном: кикимора является энергетическим созданием, лишенным плоти, но способным воздействовать на физический мир. Также вполне очевидно, что кикимора – это явный антагонист рода людского, который одной из своих главных задач считает нанесение прямого или косвенного вреда людям.

О появлении кикимор существует несколько легенд, суть которых можно свести к всего трем вариантам:

    в кикимор превращаются умершие некрещеные младенцы, мертворожденные, недоношенные или выкидыши;
    кикиморами становятся дети, рожденные от связи земной женщины с огненным змеем;
    в кикимор обращаются дети, которых по той или иной причине прокляли их родители.

При этом существуют источники, которые утверждают, что все три варианта верны и абсолютно равнозначны. Тем не менее, в любой легенде кикимора описывается как призрачное создание, способное растворяться в темноте, а потому в особой степени любящее ночное время суток. Обычно кикиморы нападают на детей или энергетически слабых людей. Их нападения сопровождаются паническими атаками и приступами неконтролируемого страха. На детей кикиморы насылают кошмарные сны, а на взрослых наводят чудовищные галлюцинации, разрушающие психику людей. Во многих легендах говорится о том, что кикимора легко может свести человека с ума довести его до суицида. Есть версия, что кикиморы настолько сильны, что легко могут похищать людей, в особенности, конечно, детей.

В тоже время по другим легендам кикимора хоть и злобна, но фактически безвредна. Она может пошуршать ночью в темном углу, напугав маленького ребенка. Может уронить на пол кружку, стоящую на краю стола. Может разогнать по всему дому пыль и мелкий мусор. Может украдкой дернуть человека за волосы. Но большее она не способна.

Некоторые легенды утверждают, что кикиморами просто так не становятся. Чтобы стать этим ночным демоном, нужно доказать Вию или Чернобогу свою преданность, совершив целый ряд ритуальный действий и пройдя серию испытаний. Тогда за каждую погубленную душу один из владык Пекельного мира награждает отличившуюся кикимору дополнительной энергией и существо становится сильнее.

Костюм кикиморы обычно состоит из лохмотьев льняной рубахи. Иногда присутствуют бусы из черных камней и разные побрякушки непонятного назначения. Живет кикимора в правом от входа углу, куда обычно сметается весь ссор, либо прямо за печкой. Также может жить на чердаке или в подвале. Выглядит как небольшой полупрозрачный человечек, без явных признаков пола (хотя по некоторым легендам кикимора является явно женским персонажем, обретая образ страшной старухи). Облик кикиморы мерзок и вызывает острое чувство отторжения. Некоторые легенды описывают кикимору, как существо с очень тонким телом и маленькой (с наперсток) головой.

Вместе с тем существуют поверья, судя по которым кикимора всегда предстает в облике прекрасной женщины, либо полностью обнаженной, либо в одной (всегда одноцветной) рубахе. Однако эти поверья, вероятно, путают кикимор с русалками. Видимо, именно отсюда появилась легенда о существе, которое зовется кикимора болотная. На самом деле, когда речь идет о кикиморах болотных, то чаще всего имеются в виду те же русалки или другие водные духи, а вовсе не настоящие кикиморы. Также существует предположение, что почти легендарная кикимора болотная – это лихо, совсем другой персонаж славянской мифологии.

Эти же самые легенды также утверждают, что кикимора может петь. Песни кикиморы обладают магическим свойством и приманивают к себе одиноких путников. На самом же деле песня кикиморы ужасна и человек только под действием чар может не заметить этого. Однако стоит повторить тезис о том, что в таких легендах речь, вероятнее всего, идет совсем не о кикиморах.

По другим легендам кикимора показывается людям в облике собаки или свиньи. Все эти разрозненные факты могут служить достаточно прочным основанием для утверждения о том, что кикимора – это призрак-оборотень, могущий свободно менять свое обличие.

    К отличительным способностям кикиморы относятся:
    умение становиться невидимым;
    умение крайне быстро бегать;
    умение видеть на очень большие расстояния.

Одолеть кикимору можно специальным ведунским или волховским заговором. Также великолепный оружием против кикиморы выступают чеснок, полынь, соль и серебро. В дом, возле входа в который зарыт серебряный предмет или посыпана солевая дорожка, кикимора не войдет. Но она может воплотиться в этом доме. Тогда выгнать ее можно будет только специальным обрядом. Вне людских домов кикиморы не живут и во всех легендах, связанных с некой кикиморой болотной, речь идет о совсем другом создании.

Некоторые исследователи полагают, что кикимора – это жена домового, однако легенды и другие фольклорные источники полностью опровергают эту версию.
http://radogost.ru/images/kikimora2.jpg
http://radogost.ru/images/kikimora4.jpg
Леший

Леший (лесовик, лешак, Хранитель Леса) – земное воплощение Велеса, абсолютный хозяин леса. Лешему в лесу принадлежит все – от ягод и грибов до деревьев и животных. В каждом лесу есть свой леший, который следит за тем, чтобы в конкретной экосистеме все существовало сбалансировано и гармонично.

Если лес светел и чист, то в нем живет грамотный леший, в таком лесу человеку нечего бояться. Если же лес дремуч, темен и чрезмерно загрязнен растениями-сорняками и болотами, то это может означать, что его леший заключил договор с Чернобогом, либо попросту погиб. Славянские лешие смертны и вполне могут пасть под ударами нечистой силы, хотя для этого нечистой силе придется очень и очень постараться. Поэтому лешие все-таки умирают очень редко.

Если леший перешел на сторону темных сил, то его необходимо прогнать из леса. Для этого наши предки использовали специальные обряды. Если выгнать лешего не удавалось, то об этом просили Велеса. Хотя бог мудрости и сам мог изгнать плохого лешего, если во время очередной инспекции замечал, что в его лесу не все складывается так, как должно.

Вообще леший считается персонажем положительным. Особенно если человек, входя в лес, выказывает уважение к его хозяину. Знаком добрых намерений считалось оставить где-нибудь на пеньке яйцо или сыр. Именно эти продукты леший любил более остальных.

Хорошему человеку, живущему по заветам предков, леший подсказывал грибные и ягодные места, помогал выйти из леса, при необходимости отводил диких зверей и защищал от темных сил. Тому же, кто душою черен, леший никогда помогать не будет, а наоборот, начнет, что называется, «водить» и может даже погубить, заведя в непроходимое болото или медвежью берлогу. Иногда леший может и поозорничать, что чаще всего выражается в том, что человек собьется с пути и долго будет искать дорогу. При этом подвергать человека серьезной опасности леший никогда не станет. Если с этим созданием найти общий язык, то он может научить пользоваться «лесными коридорами», легендарными путями в лесной чаще, которые позволяют за кратчайшее время преодолевать огромные расстояния.

Выглядеть леший может по-разному. Как и большинство низших мифологических созданий, он имеет способности к оборотничеству, поэтому легко может стать медведем, волком или зайцем. Особо нравятся лешему те существа, которым покровительствует сам Велес – медведи, вороны и представители семейства кошачьих (например, рыси). Но леший может предстать перед человеком и в антропоморфном обличие. Чаще всего он выглядит как бодрый старичок или немолодой, но крепкий мужчина в одежде зеленоватых цветов с посохом в руке и котомкой за спиной. Во время общения с лешим можно узнать множество сакральных знаний о мире.

Отличить лешего очень просто, для этого наши предки вывели четкую систему признаков, главным среди которых считались пуговицы на одежде и пояс. На одежде мужчины пуговицы всегда расположены с правой стороны, у лешего пуговицы слева. Бляшка на мужском ремне также всегда располагается справа, а охвостье – слева, у лешего все наоборот. Также леший, если присаживается на пенек, всегда кладет левую ногу на правую. И последний признак – глаза, они у лешего ярких изумрудных цветов и всегда лучатся энергией. Правда, некоторые легенды утверждают, что у лешего оранжевые глаза, по структуре напоминающие кошачьи.

Существуют поверья, в которых лешие описываются как человекоподобные великаны или исполинские деревья. Эти же легенды повествуют о том, что лешие достаточно часто сражаются друг с другом за сферы влияния, поэтому в одном лесу в определенный промежуток времени может быть несколько леших. В тоже время, если на достаточно большой территории существует всего один Хранитель, то однозначно можно утверждать, что он невероятно стар и силен.

Фактически леший – это не только воплощение Велеса, но также глаза и уши этого бога. Именно через леших бог мудрости наблюдает за состоянием природы и при необходимости вмешивается в ход истории. Именно поэтому наши предки полагали, что общаться с Велесом можно через лешего.
http://radogost.ru/images/leshiy1.jpg
http://radogost.ru/images/leshiy3.jpg
Кощей Бессмертный

Кощей (правильный вариант – Кащей) – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.

Безусловно, из темных божеств Кощей был самым могущественным (если не считать его отца Чернобога, который в открытый бой вступил лишь единожды во время Изначальной Битвы). Кощей повелевал силами тьмы и овладел этим искусством в совершенстве, что позволяло ему управлять душами и телами мертвых. Конечно, практически все твари Нави, включая Крикс, Кикимор, Лих, Мавок и прочих беспрекословно подчинялись этому некроманту славянского покроя. Также некоторые легенды утверждают, что Кощей способен с легкостью «вытянуть» жизненную силу (или душу) из любого живого существа. В связи с этим абсолютно очевидно, что именно Кощей послужил прообразом знаменитого фентезийного персонажа – лича.

Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом (иногда с черепом вместо лица). При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона.

Кощей виртуозно владел полутораручным мечом и в искусстве фехтования мало кто мог сравниться с ним. Кроме того, доспехи Кощея были заговорены самой Марой еще в те далекие времена, когда богиня зимы и смерти была его женой. Еще одной отличительной особенностью Кощея является его конь, являющийся, как не трудно догадаться, наполовину живым, а наполовину мертвым созданием, результатом одного из магических экспериментов темного властелина.

Об этом мы узнаем из легенды, в которой Мара спустилась в Кощеево царство, дабы помочь Дажьбогу одолеть Кощея и спасти трех прекрасных дев, а вместе с ними и трех Ирийских богатырей (Зорьку, Вечорку и Полуночку). Мара обменяла жизни дев на свою собственную, обязавшись стать женой Кощея. Именно тогда темная богиня заговорила доспехи мужа, которые и без того не одно земное оружие не могло повредить. И, кстати, тогда же (хотя некоторые легенды утверждают, что гораздо раньше) Мара вызнала об уязвимом месте Кощея – Яйце. И здесь мы вплотную подходим к сакральной эзотерической сущности образа Кащей.

Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал Род в начале сотворения мира. Очевидно это то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов, теософов. Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального сотворяющего импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой. Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания. Лишь в поздних легендах – сказках – Кощей несколько раз погибает. Это происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.

Еще любопытнее образ Кащея выглядит в ракурсе тех легенд, которые именуют его «владыкой Черного Солнца». Ведь Черное Солнце было сакральным символом наших предков, олицетворявшим мощь всей расы и каждого ее представителя в отдельности (подробнее - в соответствующем разделе сайта).

Между тем, та же Мара успешно одурманила Кощея и заковала его в его же собственном дворце, построенном из драгоценных камней. Позже Кощей, конечно, освободился, правда, не без помощи счастливой случайности в виде приключившегося рядом Дажьбога (по другой легенда – Ивана-царевича). Хотя некоторые легенды поясняют, что это была вовсе не случайность, а грамотно спланированный Марой тактический ход. Кстати, быть может, именно отсюда проистекает второе значение древнеславянского слова кощей – «пленник». Первое значение – «очень худой человек».

Важно понимать, что к акту гибели человека или любого другого живого существа сам Кащей не имел никакого отношения. Он повелевал мертвецами, да, но ни в коей мере не был богом смерти. Богиней смерти была Мара и, в некоторой степени, Макошь.

Символом Кощея был череп или полутораручный клыковидный меч, расположенный острием к земле. Также эмблемой этого бога мог выступать черный круг или, возможно, вышеупомянутое Черное Солнце.
http://radogost.ru/images/koshhej3.jpg
http://radogost.ru/images/koshhej4.jpg
http://radogost.ru/images/koshhej1.jpg
http://radogost.ru/images/koshhej2.jpg
Лихо

Лихо – в мифологии восточных славян комплексная аллегория неблагоприятного стечения обстоятельств, основанного на человеческих проступках. До наших дней дошла поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо», которая великолепно отражает всю сакральную сущность этого образа. Лихо – это дух зла, который активизируется только тогда, когда сам человек поступает не правильно, говорит лишнее или делает что-то в вразрез с установленными Родомтрадициями.

Фактически Лихо является нежитью, но его функции в этом отношении строго ограничены. Это существо – метафора Вселенской справедливости, которая определяет, что каждый человек обязан отвечать за свои поступки, как за хорошие, так и за плохие. Ведь по легендам Лихо само по себе никогда не нападет, они лишь отвечает на сторонние воздействия. И совсем не зря местом обитания Лиха наши предки определили болото. Ведь болото у славян считалось местом нечистым, опасным, имеющим в себе максимальную концентрацию отрицательной энергии. А если учесть, что болото обычно образуется в низине, которая легко может оказаться результатом карстовых пустот, то негативная специфика этого места становится абсолютно очевидной. Человеку в таком месте делать нечего, если, конечно, он не является служителем какого-либо культа Дасуней. То есть болото – это запретное место, где человеку находиться не следует и если он нарушает установленные правила, то к нему рано или поздно приходит расплата, сконцентрированная в образе того самого Лиха болотного.

В физическом плане разные легенды изображают Лихо по-разному. В одних говорится, что это огромных размеров великан, рост которого превышает высоту самых высоких деревьев. Это очень сильное, свирепое и мстительное существо, встреча с которым почти всегда означает неминуемую гибель. Кроме того, Лихо способно проклинать человека, насылая на него череду неудач, также способную в конечном итоге привести к летальному исходу. То есть это чудовище плюс ко всему вполне определенно обладает магическими способностями.

По другим легендам Лихо – страшная высокая сутулая, но очень сильная женщина-нежить, которая наряду с нечеловеческой силой и реакцией обладает чрезмерно развитым обонянием. В связи с постоянной жизнь в болоте или в непосредственной близости от него цвет кожи и волос Лиха имеет грязно-зеленый оттенок.

При этом все легенды сходятся в одном – Лихо имеет всего один глаз. Поэтому очевидно, что зрение этого создания оставляет желать лучшего, чем герои легенд и пользовались для победы над этим чудовищем. Хотя, строго говоря, одолеть Лихо никому никогда не удавалось, лишь немногие смогли скрыться от него. Вероятно, это существо неуязвимо для земного оружия.
<

Так или иначе, но человек всегда сам виноват в появлении Лиха. Чаще всего причина заключается в его слабости, лени, не желании что-то менять. То есть для людей сильных и волевых вероятность встречи с Лихом сведена к минимуму.
http://radogost.ru/images/liho1.jpg
http://radogost.ru/images/liho2.jpg
Русалка

Русалка – морская дева, которая может в равной степени как помочь путнику, так и утащить его в омут. Строго говоря, у древних славян существовала четкая градация водных духов, которые все вместе назывались русалками. Итак, русалками могут быть названы:
- водяницы; - лоскотухи; - мавки; - лобасты.

У каждого из этих существ есть свои уникальные черты и жизнь русалок каждого типа подчинена определенным законам. Кроме того, они отличаются по степени опасности, которую представляют для человека, и методы борьбы с ними также различны. Например, водяницы считаются в этом плане самыми безопасными русалками. Они живут исключительно в воде и на сушу никогда не выходят. Водяницы – это веселые прислужницы Водяного (владыки того или иного водоема). Фактически водяницы бесплотны и максимум на что они способны, так это легонько пощекотать ногу находящегося в воде человека. Их легкие и едва различимые силуэты можно иногда заметить в сумерках где-нибудь на середине озера. Выглядят водяницы как молодые обнаженные девушки. Могут ненадолго обращаться в лебедей или золотистых рыб. Народные сказания не дают точного ответа на вопрос, как становятся водяницами. Очевидно эти создания, как и все остальные русалки, раньше были девушками, которые либо погибли, будучи некрещеными, либо покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.

Лоскотухи (лоскотки или щекотухи) – особый вид русалок, которые появляются в темное время суток на берегах рек и озер. Обычно лоскотухи выглядят как достаточно красивые девушки, чаще всего – обнаженные. Своей красотой они приманивают неосторожных путников и топят их. Хотя некоторые легенды утверждают, что не все лоскотухи негативно относятся к людям, очевидно, что лучше с этими существами не встречаться. Легенды утверждают, что лоскотухи иногда просто из озорства могут насмерть защекотать человека. Отличить этот тип русалок можно по одной примете: их спина прозрачна и сквозь нее видны внутренние органы. Вероятнее всего, лоскотухами становятся утопленницы, но не самоубийцы. Этот вид русалок, так же как и предыдущий, боится чеснока, полыни, серебра и железа.

Мавки – наиболее распространенный тип русалок. Считается, что первой мавкой стала Кострома, когда узнала о том, что Купала, ее новоиспеченный муж, является ее братом и вместе им быть не суждено. Кострома с разбегу бросилась в реку и утонула. С тех пор по ночам она бродит вдоль берега той реки и если видит молодого красивого парня, то сразу же очаровывает его и тащит в омут. Там мавка осознает, что пойманный ею человек вовсе не ее жених и отпускает его. Понятно, что к этому моменту юноша задыхается и умирает. То есть образ мавки в отличие от других типов русалок имеет вполне конкретные отличия. Во-первых, мавка совершает зло не целенаправленно, просто при виде молодого мужчины она впадает в некий транс. Во-вторых, это единственный тип русалок, который обращает внимание только на молодых мужчин, остальные русалки не брезгают ни стариками, ни женщинами, ни даже детьми. Полыни, чеснока и железа мавка не боится. Да и серебро, судя по легендам, на нее не действует. Зато считается, что мавку вполне можно заговорить или подарить ей гребешок и тем самым откупиться от нее. Отличительной чертой внешнего облика мавки являются очень длинные волосы, обычно зеленоватого оттенка, а также красота. Красота мавки совершенна. Легенды говорят, что некоторые некрасивые девушки специально топились, чтобы после смерти стать мавками и обрести неземную красоту. При этом мавки в отличие от водяниц или лоскотух умеют петь, а их голоса столь же красивы как и они сами. По некоторым легендам именно мавки, а не лоскотухи прозрачны со спины.

Лобасты (или албасты) – наиболее опасный вид русалок. Очевидно, ими становятся самые старые и самые опытные лоскотухи или мавки, продавшие свою душу Чернобогу. Лобасты живут в камышах или других прибрежных зарослях. В отличие от остальных видов русалок лобасты явно принадлежат к нежити, они не призраки, но и не абсолютные мертвецы. Выглядят лобасты как чудовищные (иногда змееподобные) создания, отдельными частями тела походящие на земных женщин. Лобасты крайне агрессивны и могут в одиночку нападать на целые группы людей. Они нечеловечески сильны, с ними нельзя договориться и на них не действуют ни чеснок, ни полынь, ни серебро. От этого типа русалок можно либо убежать (к счастью, они не слишком быстро перемещаются), либо убить их, пронзив сердце, отрубив голову, расчленив тело и кремировав его. Сражаться с лобастами можно как серебряным, так и железным оружием.

Таким образом, существует четыре основных типа русалок. При этом в некоторых легендах черты одного типа вполне могут приписываться другому и зачастую сложно определить о каких именно русалках идет речь. Их общая черта – явная принадлежность к женскому полу (видимо, ввиду происхождения) и негативное (по большей части) отношение к живым людям. Жизнь русалок представляет собой серое монотонное и безрадостное существование, видимо именно поэтому ими становятся девушки, чьи души при жизни не знали счастья. То есть русалка – это далеко не то создание, с которым человеку стоило бы встречаться.

Нужно сказать, что существует несколько легенд, в которых упоминается некий магически артефакт – хвост русалки. Очевидно, хвост русалки может выступать в роли ингредиента для колдовского зелья, либо же сам по себе является неким предметом, наделенным удивительной способностью на время приоткрывать завесу между миром живых (Явь) и миром мертвых (Правь).

Некоторые исследователи склонны заблуждаться на счет существования русалов – русалок мужчин. Однако такой вид стихийного духа как русал в славянском фольклоре не упоминается и не существует ни одного источника, который мог бы это подтвердить. Зато наши предки верили в тритонов – прислужников Водяного с явно мужским обликом.
http://radogost.ru/images/rusalka4.jpg
http://radogost.ru/images/rusalka2.jpg
Водяной

Водяной (Водяник, Водовик) – персонаж древнеславянской мифологии, владыка водоемов и повелитель водной стихии. Водяной также как и другие высшие стихийные духи (Леший, Домовой) персонаж не единичный. Наши предки полагали, что у каждого водоема, будь то река, озеро или ручей, есть собственный хранитель, или Водяной, который выполняет чисто административную функцию – следит за балансом и гармоничностью вверенной ему экосистемы. Однако в экстренных ситуациях Водяной может выполнять роль руководителя силовых структур водоема, то есть, например, при попытке захвата лесного озера темными силами (заболачивание), Водяной собирает вокруг себя русалок и прочих водных духов и ведет их в битву. В болотах Водяной не живет, поэтому болота наши предки считали крайне негативными местами.

Водяной обычно воспринимался как положительный персонаж, который не любит ссор, конфликтов и вообще суеты. Это размеренный и мудрый хранитель вод, обладающий абсолютно неограниченной властью над всеми растениями, животными и прочими существами, живущими в его озере или реке. У Водяного иногда просили совета, так как считалось, что Водяные обладают великим знанием о самых таинственных законах мироздания, не доступных другим существам. И этот логично, ведь вода – это стихия, которая может как дарить жизнь, так и забирать ее. Без воды жизнь невозможна, но стихийные бедствия, связанные с водой, неизменно оканчиваются масштабными разрушениями и большим числом жертв. Эта дуалистичность образа воды свойственна всем древним мифологиям. И славянские верования не являются в этом плане исключением.

Водяного уважали и почитали, ему приносили не жертвы, но гостинцы – хлеб и другую пищу, выращенную на земле. Считалось, что Водяной очень любил еду, не связанную с его родной стихией. Но любимым его созданием был гусь. А еще рыбаки должны были непременно делиться с Водяным первой пойманной рыбой. Вообще к человеку, который уважительно относился к природе, не засорял озера и реки, при необходимости очищал их от сорняков, Водяной относился крайне благосклонно. Таким людям владыка вод мог делать подарки – невзначай оставлять на берегу жемчужины, драгоценные камни или даже искусственные драгоценности, созданные человеческой рукой. Считалось, что в подводном Дворце Водяного есть огромные сокровищницы, наполненные не только драгоценностями, но и могучими артефактами древности. Образ Водяного в этом отношении вновь приближается к образу некоего мудреца, хранителя тайных знаний.

Некоторые исследователи полагают, что Водяные как и Лешие подчинятся Велесу, так как именно этот бог считается владыкой всех сил природы. Фактического подтверждения в легендах этому предположению нет, однако, ввиду характерных особенностей образов Велеса и Водяного данное утверждение выглядит вполне логичным.

Водяному подчинялись все водные создания, включая русалок. Сложно сказать, как Водяной относился к водным порождениям Нави – лоскотухам, лобастам и мавкам. Вероятнее всего, эти создания боялись Водяного, так он все же был светлым созданием. Вместе с тем власти над ними Водяной явно не имел. Также сложно сказать, как Водяной относился к Утопцам и Плавунам.

Нашим предкам Водяной представлялся в образе могучего (а иногда наоборот – обрюзгшего) старика в одежде из водорослей и с бородой и усами из тины. У Водяного был посох, перевитый все теми же водорослями и морской конь, представлявший собой огромного сома. Возможно, именно поэтому в средневековье сома называли чертовой лошадью. В некоторых легендах Водяной пучеглаз, имеет рыбий хвост и перепонки между пальцев рук и ног.

Водяной мог обернуться рыбой, а иногда даже человеком. Считалось, что рыбак иногда может встретить Водяного в облике человека, но владыку всегда можно было определить по одному неизменному признаку – с его левой ягодицы всегда капала вода.

Но Водяной не всегда был добр и милостив к людям. Неуважительное отношение к природе или к нему лично вполне могло разгневать хранителя водоема и тогда он принимался жестоко напоминать людям о справедливости. Водяной ломал мельницы, обрушивал мосты и плотины, затапливал прибрежные поселки. И хотя разгневанный владыка вод старался избегать людских жертв, так как по природе своей был гуманистом, тем не менее, порой случались и трагические исходы.

Иногда Водяной мог и пошалить. Пощекотать за ногу или громко хлопнуть по воде рядом с плывущим человеком. Кстати, хлопки по воде Водяной любил особо. Он часто делал это в ясные лунные ночи, привлекая внимание случайных путешественников. Однако там, где играл Водяной никакой нежити явно быть не могло, так что это считалось хорошим знаком.

У западных славян Водяной назывался Езернимом и представлял собой однозначно отрицательного персонажа. У славян восточных, как уже было сказано выше, Водяной являлся аллегорией мудрости, таинственности и спокойствия. Хотя, как и любое светлое создание Водяной отчасти являлся воином и при необходимости мог встать на защиту родных мест.
http://radogost.ru/images/vodyanoy2.jpg
http://radogost.ru/images/vodyanoy1.jpg