Талмуд Эсэр а-Сфирот (иврит- תלמוד עשר הספירות ,»Учение о Десяти Сфирот») — книга по каббале, один из важнейших трудов рабби Йегуда Лейб Алеви Ашлага (Бааль Сулам).

Талмуд Эсэр а-Сфирот является продолжением каббалистического раскрытия действительности, начатое РАШБИ в книге Зоар, продолженное АРИ в его комментарии на книгу Зоар — «Эц хаим» (Древо жизни). Талмуд Эсэр а-Сфирот это комментарий на книгу «Эц хаим», адаптирующий каббалу для восприятия нашим поколением.
                                                                                                                                                                     http://cs7066.vk.me/c624926/v624926164/15677/aFwPJDgUmIA.jpg
В 1926 г. Бааль Сулам уезжает в Лондон, где на протяжении двух лет работает над написанием комментария «Сияющий лик» на книгу АРИ «Древо жизни». Вернувшись в Иерусалим В 1928 г., он продолжает преподавать каббалу и писать, и в 1936 г. издает свой монументальный труд — трактат под названием «Талмуд эсэр сфирот » (Учение Десяти Сфирот).
                                                                                                                                                                      http://i59.tinypic.com/29g1ipv.jpg
Десять сфирот — это внутренняя структура мироздания, определяющая все его строение, включая духовный мир и наш мир, души и населяющие миров — все сводится к системе десяти сфирот. Книга «Учение Десяти Сфирот» состоит из шести томов, содержит свыше 2 000 страниц, и включает в себя все, что было создано каббалистами на протяжении истории науки каббала.

Итак, перейдем к сути:

                                                                                                                                                                        http://cs7066.vk.me/c624926/v624926164/1567e/M44GZ9RHcVE.jpg
Любой человек, столкнувшийся с литературой о Каббале, обычно сразу же запинается на первом же основополагающем понятии - "сфирот". Что это такое? И почему это слово никогда не переводится на русский язык?

Где вообще в еврейской литературе появляется понятие "сфирот"?

В первой же еврейской книге - "Сефер Иецира", авторство которой приписывается самому Аврааму, прародителю еврейского народа.

"Десять сфирот без ничего. Десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Понимай мудростью и умудрись пониманием, исследуй их и изучай их, и то, что выходит из них", - пишет "Сефер Иецира".

Само слово "сфира" можно связать с глаголом "лиспор" (считать), то есть "сфира" - это нечто "исчисленное". Но что означает выражение "без ничего" (бли ма)?

Попытаемся объяснить.

Итак, есть Бог. От него к нам исходит Благодать, Энергия, Информация... - называйте это как хотите, но я думаю, вы меня поняли. Так вот, всю эту информацию мы делим на 10 сфирот...

Которые есть понятия идеальные - то есть не существующие иначе, как в нашем мозгу. Сфирот, говоря языком информатики, есть средства описания информационного потока, исходящего от Всевышнего.

Сейчас я начну их описывать, и вам все станет понятно. Итак, сфирот десять - а это значит, что мир должен иметь десятичную структуру.

Десятью речениями был сотворен мир, десять заповедей, десять человек в миньяне - источником всего являются 10 сфирот.

Когда мы говорим, что человек "сотворен по образу и подобию Божьему", мы, разумеется, не имеем в виду, что у Всевышнего есть руки, ноги, нос (Бога вообще нельзя связывать с каким-либо зрительным образом) - а то, что у человека тоже есть 10 сфирот. Или 10 "мидот" (качеств - по-русски).

Сфирот можно разделить на два "этажа" - три верхних и семь нижних.

Тут бдительный читатель встрепенется и скажет, что мир имеет и троичную структуру, и семеричную (семь дней недели, семь цветов радуги, семь чудес света - и так до бесконечности).

Три верхних сфиры условно называются "закрытыми", семь нижних - "проявленными". Чуть дальше я объясню, почему.

Итак, начнем с ХАБАДА. В представлении многих посетителей нашего сайта ХАБАД - это религиозные люди в шляпах "борсалино". А в честь чего они так называются?

ТРИ ВЕРХНИХ.

КЕТЕР.

Самая высшая сфира, которая только есть в системе сфирот, называется «Кетер» – Корона. Корона обычно находится на голове царя – на самом верху.
Но если мы говорили, что у человека тоже есть десять сфирот, то где же «кетер» у человека?

Это желание, замысел. Божественная сфира Кетер называется «желанием Бога». Естественно, в основе всего лежит желание, первичный замысел.

Так же у человека – писатель задумывает книгу, пока она имеется только у него в голове… Глядишь – и перед вами пахнущий типографский краской экземпляр.
Или царь задумал построить город, не прошло и пары лет – и вот его замысел воплощен в массивных стенах крепости.

Что уже говорить о замысле Бога, который неизмеримо могущественнее любого царя? Для него замысел – это уже воплощение…

Что это значит, вы поймете немного позже. А пока еще сообщу, что каждой сфире соответствует определенное имя Бога.
Сфире Кетер соответствует имя «алеф-хей-йуд-хей» (мы встречаем это имя, когда Бог говорит с Моше из горящего куста. А раз это имя написано, значит – призыв Моше на службу к Богу был проявлением высшей Божественной воли).

Тут кое-кто может пожаловаться, что все это понять не так уж просто…

А что делать? Если существуют такие книги, как «Интернет для чайников» и «Компьютер для носорога», то книгу «Каббала для носорога» представить себе невозможно.
Каббала, хотя и не так сложна, как представляют далекие от истинного знания люди, все же требует определенного развития мозгового аппарата.

Однако вернемся к сфирот, точнее – к тому, что пишет о них «Книга Творения»:

«Десять сфирот без ничего. Закрой уста свои от разговоров и сердце от размышления, а если уста твои будут говорить, а сердце размышлять – (знай), нет такой вещи,
о которой ты говоришь.»

Это значит, что сфиротам не соответствует какой-либо реальный объект ни в духовном, ни тем более в материальном мире.
Они – всего лишь средства для описания распространения Б-жественного Света.

А как тогда можно описать сами сфирот? Об этом мы поговорим чуть дальше, когда займемся «семью нижними».

БИНА

ТЕКСТ ИЗ «СЕФЕР ЙЕЦИРА»:

«Третий Разум называется Освящающим Разумом, Основанием Первичной Мудрости; он называется также Творцом Веры, а его корни находятся в Аминь.
Он источник, из которого проистекает вера».

Бина – мудрость, справедливость, духовность, образованность, сила духа "Знание”, способность "крутить” информацию. Это некая способность, вернее тяга, к избирательности в информационном потоке,склонность к наукам (с увеличенной силой, невозможная педантичность).

ХОХМА.

«Хохма» – «Ум,Разум». Если в Кетере находится корень желания Всевышнего создать миры, то на уровне Хохмы возникают планы Творения. Имена этой сфиры «Свет Лика» и «Разум Всесильного». Это разум, котор непостижима для человека. Место сфиры в духовных мирах соответствуют месту «точки» в геометрии.

Точка не имеет измерений, но и не имеет границ – точно так же Хохма не имеет конкретной формы или однозначно определенного характера. Точка является началом любой формы или построения в геометрии – подобно этому сфира Хохма – это начало бытия, возникающего из энергий, излучаемых Кетером.
Именно сюда обращены молитвы людей, попавших в беду:
«Из теснин воззвал я к Г-споду – простором ответил мне Г-сподь» (Псалмы 118 – 5).

---

ХЕСЕД.

Сфира "Хесед" в переводе означает "Милость", имеется в виду - Милость Б-га. А точнее - процесс распространения Б-жественного Света (энергии, информации, благодати) сверху вниз. От Источника - вплоть до материальных творений. Там, где мы видим распространение Света, мы говорим: "Это проявление сфиры Хесед".

Приведу грубый, материальный пример. Человек нашел хорошую работу, получил крупный выигрыш - это Господь проявил к нему свою Милость, говоря языком Каббалы - сфиру Хесед. Хасиды в таких случаях говорят: "Ходу ле-Адонай, ки-тов, ки леолам хасдо". "Благодарите Господа, ибо благ Он, ибо вечна милость Его". Я специально привел эту цитату на иврите, чтобы вы могли уловить в ней слово "хесед".

Среди человеческих мидот - качеств - тоже есть хесед. Когда мы помогаем кому-то, даем пожертвование - этим мы проявляем свой хесед, свою милость...

Если кто-то попросил у нас пить, мы даем ему стакан воды - проявляем милость. А если в ответ мы окатим просившего ведром воды? Вроде, тоже "хесед" - рспространение. Однако это называется "хесед бли гвуль" - милость без предела, и не всегда она идет на пользу.

Сейчас я объясню вам, как Хесед вводится в приемлемые рамки. А пока запомните (это пригодится в дальнейшем), что в Каббале сфира Хесед соотносится с непроизносимым именем Господа "йуд-хей-вав-хей".

ГВУРА.

Название сфиры "Гвура" переводится с иврита как "сила", "суровость". Однако суровость - это не всегда плохо! Вспомните предыдущий пример, когда человека, просившего пить, окатили ведром воды. Это ведро надо было ужать до одного стакана...

Проще говоря, Гвура - это процесс ограничения Б-жественного Света. На языке Каббалы это называется "цимцум" - сжатие.

Конечно, все виды Б-жественных наказаний за прегрешения связаны с проявлением сфиры Гвура. Но тем не менее мы уже видели, что Хесед - это не всегда хорошо, а Гвура - это не всегда плохо.

Со сфирой Гвура соотносится имя Б-га "Элохим". Кстати, это же слово (если воспринимать его во множественном числе) можно перевести как "судьи".

ТИФЕРЕТ.

Если названия предыдущих сфирот в какой-то степени отражали свойства, которые мы им приписываем, то слово "Тиферет" переводится с иврита как "Красота". Тиферет - третья сфира из "семи нижних", проявленных свойств Б-га.

Что же такое "Тиферет"?

Мы уже рассмотрели сфиру Хесед (Милость) - распространение, процесс отдавания, и сфиру Гвура (Суровость) - процесс ограничения, сжатия. Продолжая все тот же пример с жаждущим человеком, нам нужно решить, сколько воды ему дать. Ведро (преобладание Хесед) - много. Рюмку (тут действует Гвура, ограничение) - рюмкой воды человек, пожалуй, не напьется.

Ага, стакан воды - вот что ему нужно!

ПРОЦЕСС УРАВНОВЕШИВАНИЯ между Хеседом и Гвурой именуется сфирой Тиферет.

Как в реальной жизни редко встречается бесконтрольная милость или бесконтрольное ограничение (обычно проводится, так сказать, политика кнута и пряника) - так и в Каббале первая тройка из семи нижних сфирот часто фигурирует вместе, и называется ХаГАТ (от Хесед-Гвура-Тиферет).

Сфира Тиферет связана с именем Б-га "йуд-хей-вав-хей Элохим". Когда такое сочетание встречается в текстах ТАНАХа, мы читаем его как "Адонай Элолхим", и понимаем, что в этом месте идет рассказ, как Всевышний уравновешивает Милость и Суровость Свою.

НЕЦАХ.

Слово "Нецах" с иврита можно перевести двояко. Это и "Вечность" (в молитвах Всевышнего часто называют "каям ла-нецах" - "Существующий Вечно"), и "Победа" (на иврите победитель - "менацеах").

Эта сфира - один из сосудов для приема того, что называется "ор хозер" ("возвратный свет").

До этого мы с вами говорили, что Б-г нам дает все - жизнь, свет, энергию, информацию, Благодать (называйте как хотите, смысл от этого не изменится). Дает и дает, и все это будет называться "ор яшар" - прямой свет (в смысле - исходящий от Б-га вниз, к Его созданиям).

А мы что, Б-гу ничего не должны? Конечно, должны, вот целая Тора об этом говорит - исполнение заповедей (с соответствующими благословениями), молитвы, жертвоприношения в ту эпоху, когда существует Храм (да будет он отстроен вскорости, в наши дни).

Все наши действия, требуемые и желаемые Б-гом, относятся к категории "ор хозер" - возвратный свет. Всевышний дал нам жизнь, каждый день дает пропитание, из того, что вы сейчас читаете этот текст, я могу заключить, что и компьютер у вас тоже есть, и доступ к Сети. И все это - "ор яшар", прямой свет. За это мы должны производить "ор хозер", возвратный свет - молитвы и выполнение заповедей.

Кто-то может усомниться: "Дескать, а нужно ли это Б-гу?" Конечно, нужно! А для чего, по-вашему, Он нас создал? Чтобы мы целый день сидели в чатах и форумах, перетирая гнилые базары?

Конечная цель создания Всевышним материального мира - "ор хозер". И одним из сосудов для его приема служит сфира Нецах.

Нецаху соответствует Б-жественное имя "Цаваот" (русскоязычные читатели больше привыкли к его греческо-византийскому варианту "Саваоф"). Слово "Цаваот" в переводе с иврита означает "армии" ("цава" - армия). Во множественном числе это слово стоит потому, что Господь является Главнокомандующим двух армий. У Него армия ангелов на небе и армия людей на земле.

ХОД. (первая буква читается как английская "h")

Второй сосуд для принятия возвратного света - сфира "Ход". Слово "Ход" можно перевести с иврита как "Сияние".

Этой сфире соответствует имя Б-га "йуд-хей-вав-хей Цаваот", и когда оно попадается в Танахических текстах, мы читаем его как "Адонай Цаваот".

Интересно, что рабби Шимон бар Йохай, автор основополагающего каббалистического труда "Зоар" ("Сияние") умер 18 ияра, в день, когда в мире проявляется сфира "Ход ше бе-Ход". "Сияние, которое в сиянии".

Думаю, вы уже сейчас заметили, насколько это тонко.

ИЕСОД.

Слово "Иесод" переводится с иврита как "основание". И в данном случае название точно определяет то место, которое занимает Иесод в системе сфирот...

... то есть в нашей голове. Тут мне надо в очередной раз вам напомнить (уж не обижайтесь), что сфирот - всего лишь средства описания того единого-неделимого Потока Света, который исходит от Всевышнего к нам, в нижние миры. Знающие иврит люди могут заметить зависимость между словами "сфира" и "миспар" - число. Так же, как и сфирот, числа не существуют абстрактно, сами по себе, а описывают материальный мир - так же, как сфирот описывают мир духовный. Однако продолжим.

Если представить шесть сфирот из "семи нижних" (Хесед-Гвура-Тиферет-Нецах-Ход-Иесод) в виде шестиконечной звезды, то Иесод будет в самой нижней ее точке, представлять, так сказать, "нижнюю вершину". Кстати, попутно я вам объяснил, что символизирует собою "звезда Давида" (в Каббале эта шестерка называется "зеир анпин", "малый лик Господа" - но об этом разговор пойдет отдельно).

Иесод - это точка перехода, своего рода вентиль, через который Энергия-Информация-Благодать от Господа передается в материальный мир.

Со сфирой Иесод связано имя Господа "Шад-дай". Его обычно переводят как "Сильный, Крепкий".

Тот, кто видел мезузы (пергаментные свитки с молитвой "Шма, Исраэль", которые Тора требует устанавливать на косяках дверей) обратил внимание, что на коробочках, предохраняющих их от порчи, часто пишут букву "шин". Тут подразумевается, что "шин" - первая буква из имени "Шад-дай", которое можно понять как сокращение слов "шомер длатот Исраэль", "Страж дверей Израиля". Каббалисты видят в этом более глубокий смысл: каждая дверь - своего рода переход, такой же, как Иесод - переход от духовного к материальному миру. И напоминает нам об этом буква "шин" на коробочке мезузы.

МАЛХУТ.

Последняя, самая нижняя сфира именуется "Малхут" - Царство.

Сущность этой сфиры - БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ в нашем материальном мире. Все, что происходит на вышележащих "этажах" - это только ради Малхут, ради проявления Б-га в нижних мирах.

В обычных, некаббалистических религиозных текстах сфира Малхут называется «Шхиной», «Обиталищем» (Б-га в нижних мирах). А в старинной каббалистической литературе долурианского периода (например, «Зоаре»)

Малхут называли «Матронитой», то есть «матроной»
(на латыни это слово означает «замужняя женщина»).

С Малхут связано имя Всевышнего "Адонай" (Господин), ибо все сотворено для господства Его в нижних мирах.

Люди, знакомые с еврейским Б-гослужением, наверняка знают, что в молитвенниках чаще всего стоит имя Б-га "йуд-кей-вав-кей", которое не произносят, а вместо него говорят "Адонай". Это потому, что на нашем уровне восприятия Всевышний проявляется только через Малхут - в нашем материальном мире.

И все сфирот накрепко связаны одна с другой, ибо то, что они описывают - есть нерушимый луч Б-жественного света. Говорит "Сефер Иецира" - "Книга Творения":

"Десять сфирот без ничего подобны искрам, и их конец в их начале, и их начало в их конце, и пламя связано с углями, и Господь один и нет ему второго, а до одного какое назовешь число?"