Вопрос (Санилевич):

Что такое свобода — ощущение или возможность действовать согласно собственному плану?

Ответ (М. Лайтман):

Большую часть своей жизни человек находится в состоянии: «Я действую не потому, что меня кто-то к этому принуждает, а потому, что чувствую в этом потребность». Однако если мы начнем исследовать его свободу, то увидим, что все действия человека являются вынужденными: ему надо или удовлетворить всевозможные желания и инстинкты, которые продиктованы потребностями тела — пища, секс, семья, или выполнить требуемую работу, и так далее. Где же, спрашивается, он свободен?

Человек не свободен. Затем, примем во внимание его привычки, всевозможные увлечения. Откуда они возникли? Они продиктованы его воспитанием, обществом, в котором он находится. Смотрите, как все бывают поголовно увлечены спортом, или новой модой. Люди напоминают косяк рыб, который двигается то в одну, то в другую сторону, или перелетных птиц: кто-то полетел первым, а за ним подстраиваются все остальные.

То есть, мы не видим, где здесь есть место свободе. Кажется ли человеку, что она у него есть, или свобода реально существует? Если мы обратимся к исследованиям ученых (особенно за последнее время) — психологов, социологов, — то они скажут, что человеком можно легко манипулировать. То же самое подтвердят и знатоки нашей общественной природы. А генетики могут с уверенностью заявить, что все записано в генах. То есть, в человеке заранее заложена некая суть, которую необходимо реализовать, что он и делает, в соответствии со своими потребностями.

Если мы обратимся к каббале, то эта наука говорит по данному поводу очень просто: человек — есть желание насладиться, как и вся природа. Только человек в своем желании насладиться — самый сложно организованный ее элемент. В нем задано очень много всевозможных параметров, и поэтому его желание насладиться реализуется по сложной схеме. Общая схема такова: неживая, растительная и животная составляющие природы запускаются ей самой, и здесь вообще нет никакой свободы воли. Все действия тут являются инстинктивными: определенный период размножения и существования. Присутствует, конечно, внутривидовая разница в характерах, но у каждого вида растений свое, строго определенное время цветения, созревания и увядания. То есть, мы везде видим строгое соответствие законам природы.

У человека мы просто не наблюдаем этого соответствия так явно, как у других частей природы. Нам кажется, что если тело действует по принципу животного организма, то во всем остальном — там, где речь идет о нашем «Я», наших желаниях, мыслях, мы свободны. Я существую, в рамках общества, но все равно внутри них я выбираю ту или иную свободу поведения.

Как животные не осознают, что их поведение задается им инстинктами, так и человек не осознает, что его поведение — оно подневольное и абсолютно детерминировано изнутри всевозможными генами. Эти гены в каббале называются «решимот» — это, своего рода, информационные блоки, которые поднимаются изнутри, вызывая в нас необходимость их реализовывать, и не более того.

Так что, с точки зрения каббалы, у человека, живущего в нашем мире, нет абсолютно никакой свободы воли. Какая же может быть свобода воли у людей, которые так верят в предсказание будущего, в гадания по звездам, во всякие заговоры? Мы знаем несколько очень интересных исторических примеров, когда, допустим, Вольф Мессинг или кто-то еще, предсказывали все, что произойдет с отдельными людьми, с нациями, со всем миром, и не ошибались ни на час. Как же это возможно?

Если мы не ощущаем ось времени, то не надо говорить, что ее нет. Она существует, заранее запрограммированная, независимо от нашего осознания, просто мы ее не воспринимаем, а есть люди, которые умеют это делать, хотя и в ограниченном диапазоне. Но с каждым днем, чем больше мы узнаем с научной точки зрения о нашем существовании, тем более явно обнаруживаем, что мы не обладаем свободой воли.