Церковные праздники всегда были особо почитаемы русским народом. В прежние времена в праздничные дни исключалась не только работа, но и учение, и - до окончания литургии - всяческие развлечения. Это делалось не только для отдыха, но прежде всего для обретения душевного покоя, для жизни духовной, угодной Богу, для посещения церкви, для сотворения молитв.
Праздники, чтимые Церковью Христовой, делятся на: великие; великие, но не двунадесятые; средние.
К великим относится Светлое Христово Воскресение и двунадесятые:
Вход Господень в Иерусалим
Вознесение Господне
Пятидесятница, или Сошествие Святого Духа на Апостолов
Крещение Господне
Сретение Господне
Преображение Господне
Воздвижение Частнаго Креста Господня
Рождество Христово
Рождество Пресвятыя Богородицы
Введение во храм Пресвятыя Девы Марии
Благовещение Пресвятыя богородицы
Успение Пресвятыя Богородицы
К не двунадесятым великим церковным праздникам отнесены:
Обрезание Господне
Покров Пресвятыя Богородицы
Рождество Иоанна Предтечи
День Святых Апостолов Петра и Павла
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Средние праздники:
Трех Святителей
Святого Георгия Победоносца
Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября по ст.стилю)
Святых Кирилла и Мефодия
Святого князя Владимира
Святого Николая Чудотворца
Нередко возникает вопрос: почему одни праздники в разные годы отмечаются по разным числам, а другие не меняют своих чисел? Это происходит потому, что церковные праздники бывают "неподвижными" и "подвижными". Первые отмечаются по одним и тем же числам ежегодно (например Рождество Христово - 25 декабря по ст.стилю), а вторые приурочены не к конкретному числу, а к определенному дню недели (например, Пасха - к воскресенью).
Если рассматривать год по новому стилю, то первым праздником в январе является праздник Рождества Христова - 7-го числа (по ст.стилю соответственно 25 декабря). Предшествующий ему день - день усиленного, строгого поста, которым завершается весь сорокодневный пост. В этот день принято поститься "до первой звезды" - в память о звезде, которая возвестила о Рождении Христа. Это было в 5508 году от Сотворения Мира в Вифлиеме.
Первые двенадцать дней после Рождества Христова называются "Святыми днями", или "Святками".
Еще Иоанн Златоуст (IV-Vвв.), подчеркивая величие этого праздника, характеризовал его как честнейший (в старинном значении: благороднейший) и важнейший из всех праздников.