Вий

Вий (Вий Чернобогович) – один из ключевых отрицательных персонажей славянского пантеона Дасуней, богов Нави. Вий – один из первых и один из сильнейших сыновей Чернобога, воплощения абсолютного хаоса, тьмы и разрушения.

По славянским поверьям Навь (ее также иногда называют Темной Навью в противовес Светлой Нави – Слави) разделена на три царства. Владыкой Верхнего до поры до времени был Горын . После гибели Горына этот слой Нави долго пустовал, пока не был занят Велесом . Нижним Царством испокон веков владел Кощей. А вот среднее Царство Чернобог отдал Вию. Хотя, на самом деле, существуют и другие версии административно-территориального деления Нави. В соответствии с одними Вий владел как раз Верхним Царством, по другим – Нижним Царством. Однако к сущности трактовки образа Вия эта информация не имеет никакого отношения.

Вий представлялся нашим предкам как могучее практически непобедимое чудовище (реже – страшный сутулый старик). Он был силен и неповоротлив, управлял темными воплощениями всех стихий. При этом Вию служила всевозможная нечисть, без которой этот страшный бог, как минимум, не мог бы смотреть на мир. Дело в том, что у Вия имелся некоторый врожденный дефект – его веки были слишком тяжелы для того, чтобы он мог держать их открытыми без посторонней помощи. Очевидно, всему виной проклятье Сварога, посланное на голову побежденного Чернобога во время Изначальной Битвы. Так или иначе, но Вий не мог самостоятельно держать свои веки, поэтому его слуги постоянно поддерживали их черными калеными вилами (этот эпизод хорошо известен всем нам благодаря бессмертному произведению Николая Гоголя).

Любой, на кого взглянет Вий, тут же умирал (если был смертным) или обращался в камень (если являлся существом более высокого порядка). Не многие боги имели мужество сойтись с Вием в честном поединке. Тем не менее, это чудовище не одержало над Ирийскими богами ни одной победы, не смотря на всю свою ужасающую мощь. Зато людскому роду Вий попортил немало крови. Будучи сильным магом, он постоянно насылал на людей эпидемии и стихийные бедствия.

Вместе с тем, стоит отметить, что в облике Вия угадываются и положительные черты. Например, Вий с особым энтузиазмом изводит людей злобных или духовно слабых. А вот человека крепкого как телом, так и волей Вий вполне может отпустить. Таким образом, этому богу присуща некоторая доля справедливости, хоть и весьма своеобразной.

Сложно сказать, что именно наши предки скрыли в облике Вия. Очевидно – это одно из воплощений темной составляющей природы человека, глубинного животного зла, которое стремится разрушать все на своем пути и движется вперед, не разбирая дороги. Однако если воля человека сильна, а дух его крепок, то он вполне способен изменить вектор направления этой губительной энергии, возможно даже использовать ее во благо себе и другим.

У Вия нет собственного сакрального символа. Но в роли условного обозначения этого бога вполне может выступать одноименная руна.
http://radogost.ru/images/viy.jpg
Рарог

Рарог – огненный сокол, воплощение Семрагла-огнебога, изображенный на гербе древних славян (в частности – объединения западных племен во главе с племенем Бодричей-Ободритов).

Прежде, чем говорить о мифологическом образном подтексте этого символа, необходимо понять, почему наши предки выбрали себе именно такой герб. Оказывается, сокол – это единственная из хищных птиц, которая всегда атакует своего противника «в лоб», не применяя никаких тактических хитростей. Кроме того, сокол – это единственный хищник, который никогда не добивает поверженного противника. Если его враг упал на землю, сокол ждет пока, он вновь взлетит и лишь тогда атакует.

Из средневековых западных хроник мы узнаем, что наши предки признавали только один тип боя – лобовое столкновение. Это не значит, что они были глупы и обходились вовсе без стратегии. Конечно, тактика маневрирования отрядов, маршевые, оборонные и атакующие построения, система смены боевых порядков – все это им было известно. Но они предпочитали сражаться со своим врагом в честном, прямом бою, под ясными лучами солнца, без подлых и лицемерных приемов, которые исконно культивировали военачальники Западной Европы, прикрываясь понятиями «военное дело» и «искусство войны».

Именно поэтому Рарог, огненный сокол, - исконный символ наших предков. Что же касается мифологии, то нередко можно встретить мифы, рассказывающие о том, как Рарог прилетал к людям и рассказывал им о велениях богов. То есть Рарог был посредником между миром Прави и миром Яви. Именно поэтому его считают одним из воплощений Семаргла, который иногда выполнял аналогичные функции. Еще одно сходство – огненный ореол. В этом отношении подтекст абсолютно очевиден в обоих случаях: огонь – символ чистоты совести и помыслов. Огонь очищает (вспомните обряды с прыжками через костер), он наполняет силой, он сжигает хворь и защищает от зла.

Иногда в Сети можно встретить упоминания о том, что Рарог – это славянский бог огня. Данное утверждение не только необоснованно, но и глупо. У славян было два бога огня – это Ингл и Семаргл. Но даже если рассматривать огненного сокола, как один из образов крылатого пса, то здесь необходимо учитывать контекстную специфику, о которой уже говорилось выше (роль вестника).

Таким образом, Рарог не может быть определен как славянский бог огня. Это символ честного поединка и чести в целом, это аллегория справедливости и прямоты, это метафорический образ народа, отринувшего лживую хитрость, лицемерные и кулуарные действа. Рарог, пикирующий огненный сокол, что украшал стяг Святослава Игоревича, когда он стирал из скрижалей времени все упоминания о Хазарском каганате за его жестокое вероломство, навсегда останется символом ушедшей эпохи. Эпохи великих героев ушедшей в небытие Руси.
http://radogost.ru/images/rarog1.jpg
Алконост

Алконост - священный персонаж в мифологии древних славян, воплощение солнечного бога Хорс (либо Даждьбога), светлая птица радости в мире Яви. Иногда именуется сестрой других пернатых созданий – Финиста, Рарога, Стратима, Птицы-Сва и других. Однако подобная аналогия возможна лишь с учетом метафизического (одностороннего) подхода к трактовке этих образов, ведь каждая из приведенных птиц является воплощением разных богов, которые могут и не состоять в родстве.

Алконост изображается в виде прекрасной птицы с головой молодой девушки (иногда также с женскими грудью и руками). Вопреки расхожему мнению, не является антиподом птицы Сирин, абсолютно миролюбива и добронравна. Ее пение настолько прекрасно, что сердце каждого, кто услышит его, тут же наполняется безконечной радостью и счастьем. Однако это не мистическое и опасное пение птицы Сирин, оно не поглощает человека, а лишь пробуждает в нем самые добрые и светлые эмоции.

Алконост живет в Прави, на яблоне с золотыми плодами (символ мудрости), которую охраняет дракон Ладон. Однако зимой Алконост спускается в Явь и летает по миру, успокаивая бураны и метели. Легенда гласит, что на зимнее солнцестояние Алконост рождает 7 яиц и опускает их в пучину Мирового Океана. В это время не бывает штормов и все моря абсолютно спокойны. Затем яйца всплывают на поверхность, Алконост забирает их и уносит в мир Прави. Очевидно, что яйца – это предметы великой энергии и мощи, которые в соответствии с законами Вселенной не могут быть созданы в иных мерностях, но для явного мира считаются слишком могучими артефактами. В некоторых мифах упоминается о том, что люди пытались выкрасть хотя бы одно яйцо птицы Алконост. Тот, кому удавалось это сделать, становился обладателем невиданной магической энергии, но очень скоро исчезал и никогда не возвращался в мир живых.

Безусловно, это легенду можно рассматривать с разных ракурсов. Алконост здесь может выступать, как вестник Богов-Предков, а яйца – это заповеди, либо (что более вероятно) Сантии с заповедями. Сантии – это пластины из благородного металла, на которые наносятся шлоки каруны. В шлоках говорится о событиях минувшего, настоящего и будущего, о тайнах вселенной и о том, как человеку надлежит проживать свою жизнь, чтобы после гибели в Яви попасть в Славь.

Однако, это лишь один из вариантов трактовки это легенды. Каждый, у кого достаточно знаний в области ведической культуры древних славян, может самостоятельно найти целый ряд аналогичных образов. Но в любом случае Алконост является положительным персонажем, мудрой и светлой птицей, связующим звеном между мирами людей и богов. Встретить Алконоста – к удаче, услышать его пение – к великому счастью, а заговорить с ним… увы, но подобное дано лишь мудрым волхвам, ибо истинные знания, попавшие не в те руки, могут принести миру слишком много бед.
http://radogost.ru/images/alkonost1.jpg
Барабашка

Барабашка – это мелкий домашний дух, которого часто смешивают с массой самых разнообразных и разнородных понятий, таких как полтергейст или Домовой. На самом деле полтергейст – это собирательное название целого рода духов, в то время как Домовой – это не дух, а воплощенная сущность, главная цель существования которой – помощь человеку. Что же касается барабашки, то это своенравный и необычный дух, не астральный элемент, а вполне физический. Он отличается уникальной способностью находить «кротовые норы», то есть пространственно-временные ходы, позволяющие «исчезать» из ткани реальности, практически мгновенно «проявляясь» в другом месте. Отсюда и происходит мнение о том, что барабашка не является материальным существом.

Барабашка не имеет ярко выраженного негативного или позитивного окраса, это один из множества духов, исконно обитающих рядом с человеком. Это значит, что барабашку нельзя встретить в лесу или в поле, он живет исключительно в человеческих домах, потому что питается реализованной энергией человека. То есть барабашка – не энергетический вампир, он насыщается мельчайшими крошками воплощенной энергетики, которая щедро разливается вокруг человека, который занят делом, требующим значительных усилий физического или умственного характера.

В тоже время барабашка легко может досаждать человеку, если ему что-то не понравится. Он не может подобно анчутке издавать громких звуков, но легкое, едва уловимое царапанье и треск половиц, которые жутко раздражают человеческую психику, ему вполне по силам. Барабашка может являться маленьким детям и пугать их. Сам он не обладает выдающимися размерами, его естественный облик – матовый и будто бы пушистый серый шар, диаметр которого варьируется от 5 до 30 сантиметров. Однако, как и многие природно-энергетические духи, барабашка может иметь форму, точнее создавать иллюзию, которую обычному человеку очень сложно отличить без тактильного контакта. То есть барабашка с легкостью может обраться кошкой. Может ли этот дух превращаться в неодушевленные предметы – доподлинно неизвестно.

Если барабашка показался вам в своем истинном (вышеописанном) обличии, это значит, что он находится в хороших отношениях с вашим Домовым и однозначно вам доверяет. При таком раскладе с ним вполне можно наладить контакт и даже пообщаться, эти духи не многое понимают, но очень многое видят и слышат благодаря своим исключительным способностям. Это значит, что барабашки обладают большим набором образных знаний, которыми они вполне могут поделиться с человеком. Они как художники, которые просто записывают на свое ментальное (мысленное) полотно все, с чем им приходится столкнуться. Существуют легенды, в которых рассказывается, как барабашки учили людей «видеть» пространственно-временные изгибы и тоннели. Безусловно, этому можно научиться лишь в том случае, если человек имеет определенный набор врожденных возможностей, хотя среди наших далеких Предков этот «дар» считался само собой разумеющимся бытовым элементом. Но не нужно заблуждаться: человек может видеть «кротовые норы», но чтобы ими воспользоваться он должен обладать чудовищной силой и умением, которое барабашка ему уж точно не может дать.

В целом барабашка – это достаточно нейтральный дух. Он может проказничать и досаждать, но хороший Домовой быстро ставит его на место. Обычному человеку лучше не иметь с таким созданием никакого общения, потому что понять, а тем более предсказать мотивы столь необычного духа практически невозможно.
http://radogost.ru/images/barabashka.jpg
Упырь

Упырь – вопреки расхожему мнению это не наименование какого-то конкретного существа. У славян упырями назывался широкий спектр злонамеренных созданий, которые чаще всего при жизни были людьми, но либо совершили какой-то чудовищный поступок и после смерти обратились чудовищами, либо стали жертвой внешнего воздействия (в частности – колдовства).

Зачастую под упырями понимают Утопцев и Плавунов. Фактически это утопленники, не погребенные, как следует, умерщвленные по чьей-то злой воле, либо покончившие жизнь самоубийством посредством целенаправленного погружения в воду и дальнейшего не всплытия на поверхность. Такие упыри достаточно сильны и проворны, но их тела уязвимы даже к обычному металлу, хотя серебро предпочтительнее. Считается, что упырь не подойдет к человеку, у которого на запястье висит красная шелковая лента. Правда символизм этого утверждения теряется в пучине веков.

Более опасными считаются упыри, которые были погребены, но по тем или иным причинам покинули свои могилы. У славян таковыми после смерти могли стать только весьма нехорошие люди, потому что таковых ингумировали, а не кремировали. Мертвецы не только сильны физически, их еще и весьма непросто одолеть, потому что обычный металл не способен нанести им ощутимого вреда. С мертвецами боролись солью, серебром, огнем, заклинаниями. При этом важно понимать, что зачастую упырь восстает из могилы по чьему-то приказу, то есть им руководит чья-то воля, а управление телом мертвеца производится посредством колдовства. В таком случае идеальный вариант избавления от упыря – нож между лопаток его хозяину. Но, разумеется, это непросто, так как упыри стопроцентно преданы, в них уже нет ничего человеческого. По представлениям наших предков восставшие из могил мертвецы – это просто машины, идеально приспособленные для тяжелой физической работы или убийства.

По некоторым легендам упыри едят людей, по другим – лишь пьют человеческую кровь подобно вампирам. В этом отношении образ упыря тесно связан с образом Гуля – существа значительно более сильного и опасного. Также есть версия, что помимо прочего упырем может стать колдун, который перед смертью не успел никому передать свое мастерство, но подобные легенды появились не ранее X-XII веков, они базируются на принципах, чуждых славянскому жизненному укладу, и связаны, по всей видимости, исключительно с христианской эзотерикой.
http://radogost.ru/images/upyr.jpg
Деды

Деды (реже – Диды) – духи предков, которые призваны хранить и защищать свой Род. В этом отношении дед (не путаем с наименованием живого предка) является мощным родовым духом, которому приписываются не только охранные, но и гармонизирующие функции. То есть дед способен улаживать конфликты внутри рода, но он это делает лишь в случае крайней необходимости, стараясь не вмешиваться в жизнь и семейный уклад своих потомков без надобности.

К дедам обращались за помощью, за советом, когда не знали, что делать. При этом не стоит путать деда (дида) и домового. Домовой является эгрегором жилища, иными словами он имеет территориальную «привязку», он контролирует конкретный дом, определенное жилое пространство. Дед – это эгрегор рода, то есть он представляет собой персонифицированный дух всех предшествующих поколений, их суммарную энергетику.

По другой версии дед – это конкретный дух конкретного предка, вероятно – самого старого и самого мудрого. В тоже время по этой версии за одним родом могут «приглядывать» несколько дедов, образуя своеобразный круг хранителей. При этом не стоит заблуждаться, будто каждый достаточно старый и достаточно мудрый дух-предок мог стать дидом. Вероятно, речь в данном случае идет с одной стороны о личном выборе духа, с другой – о его кармическом теле, теле причинно-следственной связи. Грубо говоря, один из старших духов мог остаться в роду в качестве хранителя для того, чтобы исполнить определенную миссию, решить конкретную задачу. Либо же дид мог выбрать служение, помощь своему роду как один из вариантов дальнейшего развития. Вероятно, отсюда проистекает христианский образ ангелов-хранителей, хотя конкретно этот образ в большей степени связан с деятельностью легов – созданий из высших мерностей.

При этом стоит упомянуть, что область юрисдикции дида не ограничивается внутренними проблемами рода. Иногда конфликты могли возникать между отдельными родами и если ситуация действительно сложна, принято было просить о помощи именно дидов. Тогда духи родов пытались договориться, разрешить ситуацию на своем уровне. Для обращения к дидам использовался так называемый родовой алтарь, где располагались деревянные фигурки, символизирующие предков. Родовой алтарь был неотъемлемой частью славянского жилища, разумеется, он располагался в том месте, куда не могли иметь доступ случайные гости. Это сакральное место, которое посещалось лишь по существенной необходимости, ибо негоже по пустякам предков тревожить.
http://radogost.ru/images/dedu_b.jpg