Всевышний, благословен Он, милостью своей даровал нам Тору, указания которой верно ведут нас во всех областях жизни. Творец даровал нам возможность раскрывать глубинный смысл даже в тех мелочах, на которые зачастую не обращают внимания. Во всех областях жизнедеятельности человека, Тора дает ему возможность проявить Божественный подход.
В учении хасидизма многократно подчеркивается важность любой мелочи. Ведь все, до самых мельчайших творений, ежемоментно поддерживается Желанием и Мудростью самого Творца. А значит не следует пренебрегать даже самыми мельчайшими деталями окружения. Любая мелочь несет в себе Божественную мудрость. В Милосердии Своем, Всевышний облек Свою Мудрость в Тору (написанную языком доступным человеку) и через нее — облекся во все детали мироздания. Благодаря тому, что Творец облек свою Мудрость (которая сама по себе выше любого понятия) в повторяющиеся рамки и законы природы — Его Мудрость стала доступной рамкам восприятия человека.
Стоит присматриваться не только к тому что происходит снаружи.
В Торе сказано, что человек сотворен по Образу и Подобию Творца. Не только человеческий дух и разум но и тело, в самом простом материальном смысле — является отражением Образа Творца. Такое положение дел позволяет человеку, через созерцание своих свойств познавать Творца.
Учителя хасидизма, начиная от Баал-Шем-Това, в особой мере подчеркивали важность оздоровления тела. Во многих местах это даже ставится на первый план относительно оздоровления духовного.
Сегодня, в Эру Мошиаха, в большей мере раскрывается преимущество тела над душой. Без тела — душа не способна на деле исполнить заповедь — не способна реализовать Желание Творца. Всевышний желает иметь жилище именно в этом, материальном мире. Именно материальное исполнение заповеди (и только оно) приносит душе все те блага, которые приносит Истинная реализация Желания Творца.
Следить за правильной функциональностью своего организма — святая обязанность каждого. Здоровый организм наиболее приспособлен к реализации и восприятию Божественности. Творец совершенен, и чем более «неисправна» работа организма и тела — тем более отдален организм от Образа Творца.
Во многих местах Учения говорится, что цель жизни человека — в материальном мире реализовать дарованный ему Образ Творца. Это касается не только проявления Божественности в образе поведения и подходе к жизни. Это касается также и проявления Образа Творца в своем теле. Любой сбой в совершенстве работы организма — это потенциальная помеха душе реализовать Желание Творца. А ведь именно ради этой материальной реализации, душе как таковой вообще даруется существование.
Еврейские мудрецы в своих трудах во всех областях Учения (от простого смысла и законов — до внутренних тайн Торы) — учитывают и подчеркивают важность здоровья. Свод Законов весь (а не только в законах о сохранении здоровья) проникнут указаниями относительно сохранения здоровья человека, идущего путями Б-га.
В трудах по каббале объясняется, что в материальном теле человека Образ Творца отражается трижды:
1) в строении головы;
2) в общем строении внутренних органов;
3) в общем строении внешних органов.
Три этих образа в теле человека, являются отражением трех нижних миров — Бриа (менталитет, подсознание и управление всем телом, содержащееся в голове), Йецира (внутренние функции организма, передача из головы в тело) и Асия (внешние органы, полностью скрывающие внутренние функции, что делает возможным реальное раскрытие и действие снаружи).
Каждый человек, в соответствии с задатками данными ему Свыше, способен реализовать Образ Творца во всех трех упомянутых отражениях. Приучая себя к образу мышления Торы и к ее постижению — человек реализует Образ Творца, таящийся в голове. Посредством здорового кошерного питания и правильной гигиены — реализуется Образ Творца, таящийся во внутренних органах человека. Практическим же исполнением указаний Торы, требующих материальных действий — реализуется Образ Творца во внешних органах человека.
Когда человек проявляет Образ Творца (исполняя Его Желание) — та часть организма, с помощью которой была совершена реализация — объединяется с самим Источником Жизни и получает жизненную силу выше ограничений даже закона сохранения энергии.
Из вышесказанного можно сделать вывод, насколько важно содержать тело в здоровом состоянии — от этого зависит реализация цели жизни человека!
Мудрецы раскрывают нам, что причиной всех болезней человека является неправильное питание. Так это указывает и законоучитель РАМБАМ в своем труде Мишне Тора. «Тому, кто правильно питается, — пишет РАМБАМ — гарантировано, что не будет болеть все дни своей жизни».
Почему источником всех болезней тела является именно неправильное питание? Понять это можно, если вдуматься в то, что по сути, человеческое тело состоит (самым реальным образом) из переработанной пищи. Все, что человек съедает — переваривается и превращается в частички его организма. Система пищеварения выделяет из съеденного более или менее пригодные вещества, а остальное выводит наружу. Пригодные вещества затем служат строительным материалом всему человеческому организму.
Понятно, что следует внимательно отнестись к тому, что человек съедает и из чего он состоит. Разумный человек постарается максимально сбалансировать свою пищу. Ведь желательно, чтобы трапеза в большей мере содержала нужные организму элементы, и не загрязняла его излишками. Правильный баланс потребляемых человеком веществ приводит к уравновешенному составу тела и его здоровому функционированию. А как следствие — к более чистому и восприимчивому к Божественности организму.
Для того, чтобы понять на чем основываются еврейские хозяйки в своих приготовлениях пищи, в соответствии с внутренней частью Торы, приведем несколько общих принципов. Следует отметить, что кошерность пищи в соответствии с Законом Торы лишь определяет пищу пригодной, чтобы придать телу Божественность. Помимо этого, следует обращать внимание и на состав пищи и на состояние человека, который ест.
В учении о Творении Мира, говорится что все сотворенное проникнуто светом четырех Божественных Элементов — Земли, Воды, Огня и Воздуха. В любом творении можно найти отражение всех четырех элементов. В каждом творении по своему распределены их влияния. О проявлении этих элементов в свойствах души подробно рассказывается в начале книги «Тания», рабби Шнеур-Залмана из Ляд.
Также и в момент сотворения материального тела человека Всевышний, благословен Он, объединил все четыре элемента. Замешав Землю с Водой, Творец создал образ тела, дал теплоту жизненности Огнем, и вдохнул в него Душу (Воздух). Более того, Творец и сейчас ежемоментно объединяет и держит эти противоречащие элементы вместе. Ведь стоит Ему, благословенному, лишь перестать поддерживать единство этих элементов в человеке — Душа возвратится к Источнику, теплота уйдет в пространство, из тела иссохнет влага и само оно вернется в землю прахом.
В трудах каббалы названы четыре вещества, составляющих организм: зеленое, красное, белое и черное.
Зеленое вещество по своим свойствам нагревающее и иссушающее. Это желчь, вырабатываемая организмом от закипания крови. По сути это не пригодная для перегона кровь. Из этого вещества состоят некоторые сосуды, кишки, желудок, желчный пузырь, мочевой пузырь. Излишки этого вещества в организме ведут к иссушению, раздражению, головным болям. Избыток этого вещества может привести к нервным расстройствам, вплоть до маниакальной депрессии. Стихия этого вещества — воздух.
Красное вещество по своим свойствам нагревающее и увлажняющее. Из этого вещества состоят все кровеносные сосуды, мышцы, сердце, печень, почки и мясо человека. Недостаток этого вещества приводит к общей физической слабости и апатии. Избыток приводит к кожным болезням, аллергии. Также дисбаланс этого вещества приводит к проблемам в состоящих из него органов. Основное место пребывания этого вещества — сердце. Стихия этого вещества — Огонь
Белое вещество по свойствам охлаждающее и увлажняющее. Это вещество балансирует влияние элемента Огня и предохраняет организм от перегрева. По свойствам оно является сырьем годным для того, чтобы стать кровью. Оно проникает везде, куда проникает красное вещество, балансируя его действие. Кроме того, из этого вещества состоят кости человека, легкие, нервы, мозг и питающая мозг жидкость. Поскольку это вещество служит баластом красного вещества — его избыток определяет также недостаток красного вещества и наоборот. Недостаток белого вещества ведет к ослабеванию костей, затиранию суставов, головным болям. Избыток этого вещества приводит к отекам, опухолям. Основное место пребывания этого вещества — в голове. Стихия белого вещества — Вода.
Черное вещество по свойствам охлаждающее и иссушающее. Это вещество является отработанной кровью. Избыток этого вещества приводит к тяжести в организме, закупориванию сосудов, отекам, гангрене. Основное место пребывания этого вещества — в печени. Стихия — Земля.
Как уже говорилось, свет четырех Божественных Элементов присутствует во всех творениях. Также присутствует он и в продуктах питания. Каждый элемент находит свое отражение в различных вкусовых группах.
Элемент воздуха (нагревающий, сушащий) дает горький вкус.
Элемент огня (нагревающий, влажный) дает острый вкус.
Элемент воды (охлаждающий, влажный) дает кислый вкус.
Элемент земли (охлаждающий, сухой) дает соленый вкус.
Таким образом, в общих чертах, ориентируясь относительно состояния здоровья и условий — подбирается еда. Если у человека недостаток белого вещества (по симптомам) — пусть пьет воду, разбавленную лимонным соком. А если избыток — пусть нагревает кровь острыми продуктами и т.п.
Конечно, изложенное здесь приведено лишь очень в общих чертах. Но этого достаточно, чтобы понять общие принципы. Те кому интересна эта тема могут узнать подробнее о том, как влияет конкретный продукт и на что у РАМБАМА (Мишне Тора, Законы об образе жизни) а также в книгах каббалы и Талмуде.